Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Русский язык. ШЭ
23.09.2024 - 24.09.2024

5-6 класс. Русский язык. ШЭ


Задания олимпиады.
Результаты олимпиады.

Форма и порядок проведения олимпиады для учащихся 5-11 классов

Принципы организации школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
- Участие в школьном этапе является добровольным.
- К выполнению заданий допускается любой ученик 5-11 класса, имеющий учетную запись и подтверждённые регистрационные данные на сайте олимпиады, независимо от оценки по предмету. Как создать учётную запись, можно прочитать в разделе
Инструкции.
- Участник олимпиады получает доступ к заданиям того класса, в котором он обучается (класс, указанный в справке, подтверждающей регистрационные данные учащегося) или старшего класса, если он желает выступать за старшую параллель.


- Для 5, 6 классов олимпиада проходит в интернет-формате. Доступ к заданиям олимпиады участники получают в течение дней, отведённых на её проведение: 23.09.24 и 24.09.24 с 08-00 до 20-00 часов
Выполнять задания олимпиады участники могут с компьютера, подключенного к сети Интернет. Для этого необходимо войти на сайт олимпиад под своей учетной записью, созданной при регистрации на сайте, и перейти на предметную страницу олимпиады. Подавать заранее заявку на участие не нужно.
Задания разбиты на два блока. Первый блок основной, он доступен только в первый день проведения олимпиады. Второй блок заданий запасной, он доступен только во второй день олимпиады.
Время, выделяемое участнику на выполнение каждого блока, ограничено (45 минут). Это время указывается на странице, с которой осуществляется переход к заданиям. Отсчет времени работы каждого участника с блоком заданий начинается автоматически сразу после того, как участник открыл задание («нажал» соответствующую ссылку на странице с информацией о блоках заданий) и ведется непрерывно (в том числе и при выходе участника с сайта олимпиады). По окончании времени, отведенного на выполнение блока заданий, доступ участника к этому блоку автоматически прекращается.
При выполнении заданий интернет-олимпиады запрещается:
• выполнять задания с чужой помощью (советуясь с другими участниками, родителями, учителями);
• сообщать кому-либо или получать от кого-либо информацию о заданиях или ответах до окончания олимпиады;
• задавать на форуме олимпиады вопросы по содержанию и решению олимпиадных задач раньше указанного на страничке олимпиады времени.
Учащиеся, нарушившие регламент, могут быть дисквалифицированы.
После публикации предварительных результатов участники олимпиады могут в течение 5 дней задать членам предметной методической комиссии свои вопросы по заданиям олимпиады в соответствующем разделе форума.
- Для 7 -11-х классов олимпиада проводится в очной (традиционной) форме в один день на базе той образовательной организации, в которой они обучаются, 23.09.24 с 14:00 часов.
Для участия 7 – 11 классов необходимо до 20.09 подать заявку в специальном окне. Тот, кто не подаст заявку в установленный срок, не сможет принять участие в олимпиаде!
Участники олимпиады размещаются строго по одному человеку за партой. Необходимо обеспечить школьников распечатанным комплектом заданий, письменными принадлежностями, ознакомить с правилами выполнения заданий. Наличие в аудитории дополнительных материалов (словари, учебно-методическая литература, средства мобильной связи) исключается. В случае нарушения этих условий участники могут быть дисквалифицированы.
Все олимпиадные задания выполняются письменно. Работы предварительно кодируются.
Время выполнения заданий:
для 7-8 классов – 90 минут;
для 9-11 классов – 120 минут.

Проверка и оценивание работ

Ответы участников 5 и 6 классов проверяются и оцениваются автоматически. Баллы за олимпиаду определяются как максимальный балл, набранный участником за один из двух блоков (не сумма баллов за оба блока).

Для оценивания работ участников 7-11-х классов ОО формирует и утверждает состав жюри из учителей русского языка и литературы в количестве не менее 3-х человек. Председателем жюри школьного этапа является руководитель МО или СП учителей русского языка и литературы ОО. Проверка работ выполняется в течение двух рабочих дней после проведения очного (традиционного) этапа. Работа должна быть проверена и подписана не менее чем двумя членами жюри. Результаты проверки всех работ участников олимпиады после просмотра и апелляции, если потребуется, заносятся в итоговый протокол, размещённый на страничке олимпиады на портале
http://olymp74.ru/, до 28.09.24 до 23:55.

Подведение итогов

1. После окончания олимпиады правильные ответы публикуются на сайте олимпиады.
2. В соответствии с полученными результатами определяется рейтинг каждого из участников олимпиады. Рейтинг участника олимпиады равен проценту участников от общего их числа в данном районе, результаты которых ниже, чем у данного участника. Рейтинг округляется до сотых долей процента. Рейтинг дисквалифицированных участников приравнивается к нулю.
4. Результаты подводятся отдельно по каждой параллели.
5. Победителями и призерами признаются лучшие из рейтинга участников, но не более 25% от общего числа участников (рейтинг не менее 75,00). Для получения статуса победителя необходимо набрать не менее 75% от максимально возможного балла. Число победителей не должно превышать 8% от общего числа участников олимпиады (рейтинг не менее 92,00). Для получения статуса призера необходимо набрать не менее 50% от максимально возможного балла.

Характеристика содержания школьного этапа

1. Задания олимпиады составлены с учетом «Методических рекомендаций по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2024-2025 учебном году», разработанных Центральной предметно-методической комиссией.
2. В олимпиаде могут быть отдельные задания, рассчитанные на углублённое изучение русского языка.
3. Задания охватывают следующие разделы и темы:


5 класс

1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Позиционные изменения гласных и согласных звуков. Характеристика звуков речи.)
2. Лексика. (Лексическое значение слов и фразеологизмов, лексическая сочетаемость. Пословицы и поговорки. Лингвистические словари: знание специфики лингвистической информации, изложенной в определённых типах словарей.)
3. Словообразование и морфемный состав слова. (Однокоренные слова и формы слова. Омонимичные корни. Значение отдельных морфем. Основные способы образования слов. Этимология слова.)
4. Морфология. (Определение грамматических признаков слов. Нормативное употребление и образование форм слова. Грамматические омонимы)
5. Синтаксис и пунктуация. (Словосочетание. Члены предложения, простое и сложное предложение, осложненное предложение. Тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуационное оформление сложного предложения, предложения с однородными членами.)
6. Текст. (Тема, главная мысль. Средства выразительности. Тип речи.)

6 класс

1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Позиционные изменения гласных и согласных звуков. Характеристика звуков речи.)
2. Орфография. (Правописание морфем.)
3. Лексика. (Лингвистические словари: знание структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в определённых типах словарей. Лексическое значение слов. Плеоназм, тавтология, оксюморон. Синонимы. Антонимы. Архаизмы. Историзмы. Старославянизмы. Омонимы. Паронимы. Фразеологизмы. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Пословицы и поговорки. Этимология слова.)
4. Словообразование и морфемный состав слова. (Однокоренные слова и формы слова. Словообразующие и формообразующие морфемы. Омонимичные корни. Свободные и связанные корни. Значение отдельных морфем. Способы образования слов. Словообразовательные модели, гнёзда, цепочки и пары. Этимология слова.)
5. Морфология. (Определение грамматических признаков слова. Нормативное употребление и образование форм слова. Грамматические омонимы.)
6. Синтаксис и пунктуация. (Члены предложения, простое и сложное предложение, осложненное предложение. Пунктуационное оформление сложного предложения, предложений с однородными членами.)
7. Текст (Тема, главная мысль, тип речи, стиль текста. Анализ средств выразительности.)

7 класс

1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Мягкие и твёрдые согласные. Позиционные изменения гласных и согласных звуков. Исторические процессы в фонетической системе русского языка. История отдельных букв русского алфавита.)
2. Орфоэпия (изменение орфоэпической нормы).
3. Орфография. (Правописание морфем.)
4. Лексика. (Лексическое значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы, заимствованные слова, фразеологизмы, диалектизмы, профессионализмы, просторечия, архаизмы, историзмы, старославянизмы, неологизмы.)
5. Морфемика и словообразование. (Морфемный состав слова. Омонимичные и синонимичные морфемы. Основные способы словообразования. Двойственная мотивация образования слова. Словообразовательная цепочка. Исторические изменения морфемного состава слова. Свободные и связанные корни. Этимология слова. Пословицы и поговорки)
6. Морфология. (Определение части речи, морфологических признаков. Грамматическая омонимия. Нормативное употребление и образование форм слова.)
7. Синтаксис и пунктуация. (Грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения, знаки препинания в простом и сложном предложении, осложненные предложения. Цельные словосочетания.)

8 класс
1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Характеристика звуков. Сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков. Позиционные и исторические чередования гласных и согласных звуков. Исторические процессы в фонетической системе русского языка.)
2. Лексика. (Лексическое значение слов. Разновидности архаизмов, синонимов, омонимов. Этимологически родственные слова. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Стилистическая окраска слова. Пословицы и поговорки.)
3. Морфемика и словообразование. (Морфемный состав слова. Исторические изменения в морфемном составе слова. Омонимичные и синонимичные морфемы. Этимология слова.)
4. Морфология. (Определение грамматических признаков слова. Грамматическая омонимия. Нормативное употребление и образование форм слова.)
5. Синтаксис и пунктуация. (Словосочетание. Грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения, знаки препинания в простом и сложном предложении.)
6. Текст (Тема, главная мысль, тип речи, стиль текста. Анализ средств выразительности. Отражение в текстах этикетных норм.)

9-11 класс

1. Орфоэпия и фонетика (артикуляционная характеристика звуков, позиционные изменения гласных и согласных звуков, ударение, произношение твердых и мягких согласных, изменение орфоэпической нормы, непроизносимые согласные, исторические процессы в фонетической системе русского языка и т. д.).
2. Графика, орфография (орфографический разбор слова, знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии, современной орфографической нормы, принципов русской орфографии).
3. Этимология (осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова).
4. Лексика и фразеология, лексикография (знание основных понятий лексики, лексического значения слов, русской фразеологии, умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте. Архаизмы и историзмы.).
5. Морфемика и словообразование (Морфемный и словообразовательный анализ, значение отдельных морфем, синонимичные и омонимичные морфемы; слово- и формообразующие морфемы. Словообразовательное гнездо, цепочка Нормативное употребление и образование форм слова.).
6. Морфология (знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова, умение давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в предложении. Грамматическая омонимия.).
7. Синтаксис и пунктуация (Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.).
8. Культура речи и стилистика (знание языковых средств выразительности, речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой).
9. Сравнительное языкознание (задания на сопоставление языков, выявление специфики русского языка среди других языков славянской группы).

Литература, рекомендуемая для подготовки участников:

Учебно-методические пособия
1. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 1. М.: Просвещение, 2008.
2. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2. М.: Просвещение, 2009.
3. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 3. М.: Просвещение, 2011.
4. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература
1. Арсирий А. Т. Занимательная грамматика русского языка. – М., 1995.
2. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. – М., 1988.
3. Брагина А. Н. Неологизмы в русском языке. – М., 1973.
4. Будагов Р. А. История слов в истории общества. – М., 1971.
5. Буровик А. Родословная вещей. – М., 1985.
6. Вартаньян Э. А. В честь и по поводу. – М., 1987.
7. Вартаньян Э. А. Из жизни слов. – М., 1973.
8. Вартаньян Э. А. История с географией, или Жизнь и приключения географических
названий. – М., 1986.
9. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. – М.. 1987.
10. Ветвицкий В. Г., Иванова В. Ф., Моисеев А. И. Современное русское письмо.
Факультативный курс: Пособие для учащихся. – М., Просвещение, 1974.
11. Виноградов В. В. История слов / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. – М.: «Толк», 1994.
12. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. – М., 1988.
13. Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. – М., 1987.
14. Из истории русских слов: Словарь-пособие. – М., 1993.
15. Колесов В. В. История русского языка в рассказах. – М., 1982.
16. Колесов В. В. Культура речи - культура поведения. – Л., 1988.
17. Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. (Любое издание.)
18. Кронгауз М. А. Слово за слово. О языке и не только. – М., 2015.
19. Левонтина И. Б. О чём речь. – М., 2016.
20. Левонтина И. Б. Русский язык со словарём. – М., 2010.
21. Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. – М., 1990.
22. Максимов В. И. К тайнам словообразования. – М., 1980.
23. Моисеев А. И. Звуки и буквы. Буквы и цифры. – М., 1987.
24. Моисеев А. И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. – М., 1980.
25. Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1984.
26. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. – М., 1988.
27. Панов М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах
и недостатках. – М., 2007.
28. Суперанская А. В., Суслова А. В. О русских именах. – Л., 1991.
29. Шанский Н. М. В мире слов. – М., 1985.
30. Шанский Н. М. Занимательный русский язык. – М, 1996.
31. Аванта+. Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык. —
М. : Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2007. — 704 с


Образцы (примеры) заданий прошлых лет можно посмотреть на портале olymp74.ru.


1. Школьный тур 2023года

2. Школьный тур 2022 года
3. Школьный тур 2021 года
4. Школьный тур 2020 года
5. Школьный тур 2019 года
6. Школьный тур 2018 года
7. Школьный тур 2017 года
8. Школьный тур 2016 года
9. Школьный тур 2015 года
10. Школьный тур 2013 года
11. Школьный тур 2012 года

Интернет-ресурсы, рекомендуемые для подготовки:

1. Задания всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2021/22, 2022/23: vserosolimp.edsoo.ru
2. Проект А. В. Григорьева «Матрица русского языка»: русский язык от момента возникновения до наших дней в 12 сериях. Все серии на ютуб: "Матрица русского языка" - YouTube
3. Словари русского языка: http://slovari.ru
4. Историко-словообразовательный словарь русского языка «Русский Древослов»: http://drevoslov.ru
5. Словарь морфем русского языка: http://www.drevoslov.ru/wordcreation/morphem
6. Портал Грамота.ру: http://gramota.ru
7. Словари русского языка: http://dic.academic.ru
8. Национальный корпус русского языка: http://ruscorpora.ru
9. Этимология и история русского языка на сайте Института русского языка
им. В. В. Виноградова РАН: www.etymolog.ruslang.ru
10. Ресурсы по русскому языку на сайте Института русского языка им. В. В. Виноградова
РАН: www.ruslang.ru
11. Сайт для подготовки к олимпиадам МОУ СОШ №1 Копейского городского округа: http://rusolimp.kopeisk.ru/
12. Портал «Лингвистика для школьников»: https://ling.olimpiada.ru/
13. Национальный корпус русского языка: https://ruscorpora.ru/

Русский язык. ШЭ. 7-11 класс


СПИСОК приглашенных участников
Ввод баллов (до 05.10.2024 23:59)
Посмотреть предварительные результаты, занесенные ответственным.
Посмотреть статистику внесения результатов школами.
Результаты.

Состав муниципальной предметно-методической комиссии, членов жюри, членов апелляционной комиссии школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2024/2025 учебном году

Председатель муниципальной предметно-методической комиссии по русскому языку - Малаева Ольга Константиновна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска»
Гоман Татьяна Борисовна - учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 93 г. Челябинска»
Пелихов Денис Александрович - кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии ЮУрГУ, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска»
Гревцова Светлана Викторовна - учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска»
Технический специалист - Магафурова Гузель Ильдаровна, учитель математики и информатики МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска»

7 - 11 класс. Заявки на участие в олимпиаде принимаются до 20.09.2024 23:59
Принимаются до 20.09.2024 23:59


Подача/отзыв
Список поданных заявок(отказов)
Количество поданных заявок (отказов)

Задания олимпиады

Ниже вы можете скачать задания для 7-11 классов. Пароль от архива доступен сотрудникам школ с правами администратора.
Архив с заданиями, защищенный паролем (4.8 Мбайт)

Пароль от архива с заданиями


Посмотреть пароль