Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Школьный тур олимпиады по экологии 2014
22.09.2014 - 24.09.2014

«Сущность добра – сохранение жизни,
содействие жизни, ее становление
как высшей ценности. Сущность зла –
уничтожение жизни, нанесение ей ущерба»

А. Швейцер




ОБ ОЛИМПИАДЕ


В текущем учебном году школьный этап Всероссийской олимпиады по экологии проходит в формате Интернет – олимпиады, в которой могут принять участие учащиеся 9, 10 и 11 классов. Для того чтобы принять в ней участие, необходимо иметь на данном сайте учетную запись с подтвержденными регистрационными данными. Продолжительность олимпиады составит для всех участников 40 минут на каждый из двух блоков, отвечать на вопросы которых учащийся может единовременно или приступая к каждому блоку в разное время (с 8-00 до 20-00, в указанные календарные сроки и в оснащенных компьютерной техникой учебных кабинетах своего образовательного учреждения). Второй блок олимпиады составлен аналогично первому. Участник олимпиады может выполнить либо один, либо оба блока. В итог пойдет лучшее количество баллов, заработанное учеником за выполнение одного из двух блоков.

Ознакомиться с документами, регламентирующими проведение Всероссийской олимпиады в текущем учебном году Вы можете в разделе
ДОКУМЕНТЫ.



Структура олимпиадных заданий по экологии


В каждом блоке размещены тестовые задания 5 типов:
 с выбором одного ответа (за каждый правильный ответ ученик получает 1 балл);
 с несколькими ответами (за каждый правильный ответ ученик получает 1 балл, за каждую ошибку снимается 1 балл);
 задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, ученик набирает на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала);
 задание на установление соответствия (отвечая на данный тип заданий, ученик к терминам в столбце А подбирает соответствующий номер определения из столбца В);
 выбор правильного суждения (да или нет).


Содержание заданий


При составлении олимпиадных заданий предметно-методическая комиссия руководствовалась Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 30 июня 1999 г. № 56 «Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования». – http://docs.cntd.ru/document/58860453), который предусматривает следующие основные разделы.
1) Экология. Определение. Этапы становления. Задачи в современный период. Место среди других наук. Экологическая ситуация в мире и в стране. Решение Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992г.). Основные разделы экологии – общая, социальная, прикладная.
2) Общая экология (экология природных систем). Общая экология – наука о наиболее общих закономерностях функционирования природных систем (биосферы, экосистем), взаимоотношениях живых организмов со средой обитания. Ее значение как теоретической основы для выхода из экологического кризиса. Разделы дисциплины.
Среда и адаптация к ней организмов. Определение: среда, факторы среды, среды жизни. Классификация факторов. Закономерности их действия на организмы. Минимум, оптимум факторов, их взаимодействие.
Адаптация организмов к основным факторам и средам жизни. Биосфера, популяции и экосистемы как основные звенья биосферы.
Популяции. Определение. Основные характеристики: размеры, структура, темпы роста, биотический потенциал, динамика и др. Популяционный гомеостаз. Возможности управления популяциями. Пределы устойчивости.
3) Экосистемы. Определение. Биоценозы и биотопы, их единство. Связи в экосистемах. Экологические ниши. Закономерности функционирования и пределы (факторы) устойчивости. Цепи питания, круговороты веществ. Продуктивность и биомасса. Пути повышения продуктивности и ее значение для среды. Потоки энергии. Энергетическая цена растительной и животной пищи. Динамика экосистем. Сукцессии и их закономерности. Специфика антропогенных сукцессий. Агроценозы. Возможности управления экосистемами и их ресурсами.
Биосфера. Определение. Границы Работы В.И.Вернадского. Роль живых организмов (живого вещества) в формировании и сохранении биосферы, среды обитания. Свойства и функции живого вещества. Устойчивость биосферы. Ее механизмы и факторы. Пределы устойчивости.
4) Социальная и прикладная экология (экология природноантропогенных систем). Задачи. Связь с общей экологией. Значение для оптимизации взаимоотношения человека с природой, решения экологических проблем Объекты изучения – экосистемы, измененные человеком или искусственно созданные.
5) Место и роль человека в окружающем мире. Становление человека как биосоциального вида. Специфика создаваемой (изменяемой) человеком среды, адаптаций к ней организмов. Социальная среда. Экологические кризисы в развитии цивилизаций. Современный кризис и его специфика.
6) Масштабы воздействия человека на среду и биосферу в настоящее время. Их следствия. Важнейшие проявления деятельности человека в биосфере, нарушение круговорота веществ, потоков энергии, механизмов функционирования популяций, экосистем и биосферы. Влияние на среды жизни.
7) Основные экологические проблемы современного мира. Демографический взрыв, его сущность, причины и экологические последствия. Важнейшие проблемы, их масштабы, причины и следствия всеобщего загрязнения среды, изменения климата, разрушения озонового экрана, кислотных осадков, истощения природных ресурсов, недостатка продовольствия, истощения и загрязнения земельных и водных ресурсов, сокращения биологического разнообразия, опустынивания, накопления отходов, катастрофы и др. Экологические оценки современных способов получения и использования энергии, производственных процессов. Среда современных городов и поселений. Влияние техногенной и социальной среды на здоровье. Специфические экологические проблемы России.
8) Возможные пути решения экологических проблем. Неистощительное природопользование. Особо охраняемые территории. Экологически обоснованные технологии. Отказ от потребительского образа жизни. Замкнутые производственные циклы. Биотехнологии. Освоение нетрадиционных источников получения энергии. Экологически обоснованное управление природными процессами на уровне экосистем и др. Роль экологического образования, экологизации науки. Значение международного сотрудничества и мирового сообщества для охраны среды и биосферы. Экологический мониторинг. Возможности и пути реализации концепции устойчивого развития и учения В. И. Вернадского о биосфере.

Председатель предметной методической комиссии: Клишина Ольга Николаевна, учитель биологии и экологии высшей категории МБОУ СОШ № 70

Члены предметной методической комиссии:
Баркан Ольга Юрьевна, учитель биологии высшей категории МАОУ лицея № 102 г. Челябинска
Семенова Лидия Павловна, учитель биологии высшей категории МАОУ СОШ № 124.

ВНИМАНИЕ!!!
Возможны изменения в количестве и типологии заданий в каждом разделе.

Школьный тур олимпиады по Экологии 2013 г.
ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ

Школьный тур олимпиады по Экологии 2012 г.
ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ

Вопросы по проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии Вы можете на ФОРУМЕ

Список литературы для подготовки к олимпиаде по экологии (18.2 Кбайт)

Школьный тур олимпиады по экологии 2014

Тренировка.
Результаты тренировки.
Сбросить результаты тренировки.
Задания олимпиады.
Результаты олимпиады.
Рейтинг школ.