Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Школьный тур олимпиады по русскому языку 2014
02.10.2014 - 04.10.2014

Школьный тур олимпиады по русскому языку 2014

Тренировка.
Результаты тренировки.
Сбросить результаты тренировки.
Задания олимпиады.
Результаты олимпиады.
Рейтинг школ.

Состав предметной методической комиссии

1. Пасичник Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы НОУ ВПО "Русско-Британский институт Управления" Общеобразовательная школа "7 ключей"
2. Малаева Ольга Константиновна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии № 26 г. Челябинска
3. Пелихов Денис Александрович, доцент кафедры русского языка и литературы, кандидат филологических наук ЮУРГУ, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии
№ 26 г. Челябинска
Технический специалист - Гамарник Ирина Алексеевна, учитель физики МАОУ гимназии № 26 г. Челябинска

Программа школьного тура Всероссийской олимпиады по русскому языку 2014-2015 учебного года

В олимпиаде могут быть отдельные задания, рассчитанные на углублённое изучение русского языка.
5 класс

1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Позиционные изменения гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные.)
2. Орфография. (Правописание корней, окончаний.)
3. Орфоэпия. (Нормы ударения в словах и формах слов.)
4. Лексика. (Лексическое значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы.)
5. Словообразование и морфемный состав слова. Омонимичные корни.
6. Морфология. (Определение принадлежности слова к части речи, грамматических признаков. Нормативное употребление и образование форм слова.)
7. Синтаксис и пунктуация. (Члены предложения. Пунктуация в сложном предложении, при прямой речи, при обращении, однородных членах; тире между подлежащим и сказуемым.)
8. Текст. (Смысловая и композиционная целостность текста.)

6 класс

1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Позиционные изменения гласных и согласных звуков.)
2. Лексика. (Словари. Лексическое значение слов. Архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.)
3. Морфемика и словообразование. (Морфемный состав слова. Омонимичные морфемы. Варианты морфем. Основные способы словообразования. Исторические изменения в составе слова.)
4. Морфология. (Определение принадлежности слова к части речи, формы слова, семантических разрядов. Грамматическая омонимия и синонимия. Нормативное употребление и образование форм слова.)
5. Синтаксис и пунктуация. (Члены предложения. Пунктуация простого осложнённого и сложного предложений.)
6. Орфография. (Исторические изменения в графическом облике слова. Правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний.)

7 класс

1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Позиционные изменения гласных и согласных звуков. История русской письменности.)
2. Лексика. (Лексическое значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, историзмы, паронимы, заимствованные слова, фразеологизмы.)
3. Морфемика и словообразование. (Морфемный состав слова. Омонимичные и синонимичные морфемы. Исторические изменения в составе слова. Основные способы словообразования.)
4. Морфология. (Определение принадлежности слова к части речи, морфологических признаков. Разряды частей речи. Грамматическая омонимия. Нормативное употребление и образование форм слова. Склонение числительных.)
5. Синтаксис и пунктуация. (Словосочетание, нормы сочетаемости слов. Синтаксический анализ предложений. Пунктуация сложного простого и осложнённого предложения (однородные члены, обращение, вводное слово.)
6. Орфография. (Правописание приставок, корней, суффиксов, окончаний. Слитное, дефисное написание сложных прилагательных. Исторические изменения в написании слова.)

8 класс

1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Позиционные изменения гласных и согласных звуков. Изобразительно-выразительная роль фонетических единиц.)
2. Лексика. (Лексическое значение слов. Архаизмы и историзмы, омонимы, паронимы, синонимы, фразеологизмы. Этимологически родственные слова.)
3. Орфоэпия. (Нормы ударения в словах и формах слов.)
4. Словообразование и морфемика. (Морфемный состав слова. Омонимичные морфемы. Основные способы словообразования)
5. Морфология. (Определение принадлежности слова к части речи, грамматических признаков. Разряды частей речи. Грамматическая омонимия. Нормативное употребление и образование форм слова.)
6. Синтаксис и пунктуация. (Синтаксический анализ предложений. Пунктуация простого осложнённого и сложного предложений, пунктуация при причастных и деепричастных оборотах. Виды и способы связи слов в словосочетании. Нормы сочетаемости слов. Синтаксическая роль инфинитива. Синтаксическая синонимия: замена придаточного предложения причастным оборотом, согласованных определений несогласованными.)
6. Орфография. (Правописание приставок, корней, суффиксов, окончаний. Слитное, дефисное, раздельное написание наречий. Правописание производных предлогов. НЕ и НИ с разными частями речи.)
7. Средства выразительности языка.
8. Культура речи. (Нормы лексической и грамматической сочетаемости.)

9-11 класс


Предложенные олимпиадные задания разнообразны по форме и содержанию. По уровню сложности вопросы опираются на школьную программу и содержат элементы, позволяющие выявить и оценить языковое чутье и лингвистический кругозор учащихся.
Орфоэпия и фонетика (владение орфоэпическими нормами русского литературного языка: ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.).
Графика, орфография (знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии).
Этимология (знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова).
Лексика и фразеология (знание лексического значения слов, русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте).
Морфемика и словообразование (навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа).
Морфология (знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова).
Синтаксис (знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности).
Орфография (знание современной орфографической нормы).
Культура речи и стилистика (знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой).


Формат олимпиады

К участию в школьном этапе приглашаются все желающие, имеющие на данном сайте учетную запись с подтвержденными регистрационными данными.
Олимпиада проводится в интернет-формате в течение 3-х дней. Каждой параллели доступны для выполнения по два равноценных блока заданий, выполнять которые можно в любой день и в любое время в период проведения олимпиады. Каждый блок рассчитан на 45 минут. В зачет идет тот из блоков, за который набрано наибольшее количество баллов.
Напоминаем учащимся, что в соответствии с регламентом проведения олимпиады
запрещается
1) выполнять задания с чужой помощью (советуясь с другими участниками, родителями, учителями);
2) сообщать кому-либо или получать от кого-либо информацию о заданиях или ответах до окончания олимпиады.
Учащиеся, нарушившие регламент, могут быть дисквалифицированы.

Литература, рекомендуемая для подготовки:

1. Аз, буки, веди... / Глинкина Л. А. - Челябинск: Челябинский областной Славянский культурный центр. 1991
2. Занимательная орфография./ Панов М.В. - М., 1984.
3. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. / Иванов В. В., Потиха З. А. – М.: Просвещение, 1985
4. История русского языка в рассказах. / Колесов В.В. М. – Просвещение, 1976
5. Олимпиады по русскому языку. 9-11 классы./ Воронина Н. В. , Егорова Т. В. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006
6. От аза до ижицы / Глинкина Л. А. – Челябинск: «Полиграф-Мастер», 2013
7. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку: книга для учащихся 5-7 кл. сред. шк./ Шкатова Л.А. – М.: Просвещение, 1989
8. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 и 3/ А.М.Камчатнов, С.И.Львова, О.М.Александрова и др. – М.: Просвещение, 2009, 2011
9. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык. М.: - Аванта+, 1999.
10. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). М., 1984.
11. Этимологический словарь русского языка./ Шанский Н.М., Боброва Т.А. - М., 1994.
12. Сборник заданий по истории русского языка для подготовки к олимпиадам./ Пелихов Д.А. – Челябинск, изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2014

Сайты, рекомендуемые для подготовки:

1. Этот удивительный русский язык
2. Сайт открытой международной олимпиады по русскому языку "Светозар"
3. Филология в задачах (образовательный сайт для профессионалов)
4. Всероссийская олимпиада по русскому языку (задания и решения)