Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Биология 2013 (Отборочный тур) | ||||||
Назад к списку блоков | ||||||
6 класс. Блок № 1 | ||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||
Задание № 1 | ||||||
Выберите один правильный ответ. | ||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||
К какой из перечисленных групп относятся по способу питания гнилостные бактерии? | ||||||
1) Хемотрофы; | ||||||
2) Паразиты; | ||||||
3) Симбионты; | ||||||
4) Сапротрофы. Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||
Какую группу бактерий считают «санитарами» планеты? | ||||||
1) Паразиты; | ||||||
2) Железобактерии; | ||||||
3) Гнилостные; Это правильный ответ | ||||||
4) Клубеньковые. | ||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||
Почему на гнилых пнях осенью вырастает много опят? | ||||||
1) Органические вещества отмерших растений служат грибам пищей; Это правильный ответ | ||||||
2) Гниющие пни выделяют тепло, согревающее грибы; | ||||||
3) Грибы образуют микоризу с корнями пня; | ||||||
4) Корни пней снабжают грибы водой. | ||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||
Что представляют собой гифы гриба? | ||||||
1) Ножки шляпочных грибов; | ||||||
2) Группы клеток, из которых образуются ткани; | ||||||
3) Споры, которые созревают на плодовом теле; | ||||||
4) Удлиненные клетки, из которых состоят грибница и плодовое тело. Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||
К какой группе организмов относят лишайники? | ||||||
1) Грибов; | ||||||
2) растений; | ||||||
3) бактерий; | ||||||
4) комплексных организмов. Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||
В каком царстве органического мира отсутствуют многоклеточные организмы? | ||||||
1) Грибов; | ||||||
2) Растений; | ||||||
3) Бактерий; Это правильный ответ | ||||||
4) Животных. | ||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||
Почему лишайники могут жить на скалах? | ||||||
1) Запасают воду в тканях во время дождя; | ||||||
2) Хорошо защищены эпидермисом от испарения воды; | ||||||
3) Поглощают влагу из воздуха всей поверхностью; Это правильный ответ | ||||||
4) Имеют хорошо развитые гифы, которые проникают в почву. | ||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||
Из сходных по строению и выполняемым функциям клеток состоит: | ||||||
1) Ткань; Это правильный ответ | ||||||
2) Корень; | ||||||
3) Стебель; | ||||||
4) Лист. | ||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||
Для какой зоны корня характерно наличие корневых волосков? | ||||||
1) Роста; | ||||||
2) Деления; | ||||||
3) Всасывания; Это правильный ответ | ||||||
4) Проведения. | ||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||
Что представляет собой корневой волосок? | ||||||
1) Длинный вырост клетки корня в зоне всасывания; Это правильный ответ | ||||||
2) Молодую клетку в зоне деления корня; | ||||||
3) Самостоятельный орган растения; | ||||||
4) Кончик придаточного корня. | ||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||
Мочковатую корневую систему можно узнать по наличию в ней: | ||||||
1) Мощных корневищ; | ||||||
2) Придаточных корней; Это правильный ответ | ||||||
3) Видоизмененных побегов; | ||||||
4) Хорошо развитого главного корня. | ||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||
Побег это: | ||||||
1) Часть листа; | ||||||
2) Верхушка стебля; | ||||||
3) Стебель с листьями и почками; Это правильный ответ | ||||||
4) Основание стебля. | ||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||
Какие процессы обеспечивают передвижение раствора минеральных веществ из корня в листья? | ||||||
1) Синтез органических веществ из неорганических; | ||||||
2) Расщепление органических веществ в клетках; | ||||||
3) Корневое давление и испарение воды листьями; Это правильный ответ | ||||||
4) Диффузия раствора минеральных солей из окружающей среды. | ||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||
Какие процессы происходят в клетках растения при дыхании? | ||||||
1) Испарение воды листьями; | ||||||
2) Синтез органических веществ из неорганических; | ||||||
3) Поглощение углекислого газа и выделение кислорода; | ||||||
4) Расщепление органических веществ с освобождением энергии. Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||
Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород в процессе: | ||||||
1) Дыхания; | ||||||
2) Фотосинтеза; Это правильный ответ | ||||||
3) Испарения; | ||||||
4) Питания. | ||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||
Передвижение воды и растворенных в ней неорганических веществ происходит: | ||||||
1) По сосудам; Это правильный ответ | ||||||
2) По ситовидным трубкам; | ||||||
3) По механической ткани; | ||||||
4) По образовательной ткани. | ||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||
Что из указанных объектов является зачаточным побегом? | ||||||
1) Плод; | ||||||
2) Семя; Это правильный ответ | ||||||
3) Почка; | ||||||
4) Черенок. | ||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||
Что представляет собой семя? | ||||||
1) Видоизмененный побег; | ||||||
2) Зачаточное растение; Это правильный ответ | ||||||
3) Вегетативный орган; | ||||||
4) Оплодотворенную яйцеклетку. | ||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||
Процесс переноса пыльцы с тычинки одного растения на рыльце пестика другого растения: | ||||||
1) Перекрестное опыление; Это правильный ответ | ||||||
2) Оплодотворение; | ||||||
3) Размножение; | ||||||
4) Развитие. | ||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||
Состоят из одинаковых клеток, не имеют тканей и органов: | ||||||
1) Плауны; | ||||||
2) Псилофиты; | ||||||
3) Мхи; | ||||||
4) Водоросли. Это правильный ответ | ||||||
Задание № 2 | ||||||
Установите соответствие между характеристикой гриба и его видом: | ||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||
| ||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||
Установите соответствие между характеристикой растительного объекта и его видом: | ||||||
| ||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||
Установите соответствие между характеристикой организма и группой, к которой он относится: | ||||||
| ||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||
Установите соответствие между характеристикой процессом жизнедеятельности и структурным компонентом лишайника: | ||||||
| ||||||
Вопрос № 5 2 балла(ов) | ||||||
Установите соответствие между характеристикой ткани и ее видом: | ||||||
| ||||||
Задание № 3 | ||||||
Выберите несколько правильных ответов. Запишите ответы в виде последовательности цифр, например, 246 | ||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||
Какие грибы вызывают заболевания у растений? 1) фитофтора; 2) дождевик; 3) мукор; 4) лисичка; 5) головня; 6) мучнистая роса. | ||||||
Правильный ответ 156 | ||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||
Для прорастания семян необходимо наличие: 1) воды; 2) света; 3) воздуха; 4) тепла; 5) азота; 6) углекислого газа. | ||||||
Правильный ответ 134 | ||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||
Какие процессы характеризуют половое размножение покрытосеменных растений? 1) рост растения; 2) обмен веществ; 3) прорастание семени; 4) образование яйцеклетки и центральной клетки в семязачатке; 5) прорастание пыльцы, образование двух спермиев и их продвижение к семязачатку; 6) слияние одного спермия с яйцеклеткой, а другого с центральной клеткой (двойное оплодотворение). | ||||||
Правильный ответ 456 | ||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||
Каковы особенности строения и жизнедеятельности листьев растений? 1) участвуют в фотосинтезе; 2) испаряют воду и защищают растения от перегрева; 3) имеют неклеточное строение; 4) представляют собой осевой орган растения; 5) в клетках расположены хлоропласты; 6) поглощают воду и минеральные вещества из почвы. | ||||||
Правильный ответ 125 | ||||||
Вопрос № 5 3 балла(ов) | ||||||
Чем растения отличаются от грибов? 1) состоят из клеток; 2) являются автотрофными организмами; 3) растут за счет деления клеток образовательной ткани; 4) поглощают кислород при дыхании; 5) выделяют кислород при фотосинтезе; 6) ядро ограничено от цитоплазмы мембраной. | ||||||
Правильный ответ 235 | ||||||
Вопрос № 6 3 балла(ов) | ||||||
Каковы особенности строения мочковатой корневой системы? 1) главный корень не выделяется; 2) хорошо развиты придаточные корни; 3) боковые корни недоразвиты; 4) придаточные корни отсутствуют; 5) подобна корневая система характерна для однодольных; 6) подобна корневая система характерна для двудольных. | ||||||
Правильный ответ 125 | ||||||
Задание № 4 | ||||||
Расположите в правильной последовательности, например, 42315. | ||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||
Установите последовательность ярусного расположения растений в лесу, начиная с первого яруса. 1) ольха; 2) орешник; 3) ель; 4) папоротник; 5) малина. | ||||||
Правильный ответ 31254 | ||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||
Установите последовательность расположения организмов в пищевой цепи: 1) лягушка; 2) ёж; 3) слизень; 4) капуста. | ||||||
Правильный ответ 4312 | ||||||
Вопрос № 3 4 балла(ов) | ||||||
Установите последовательность процессов, обеспечивающих клетки шляпочного гриба органическими веществами, начиная с разростания мицелия: 1) образование микоризы – срастание мицелия гриба с корнями дерева; 2) поглощение грибом органических веществ дерева; 3) разрастание мицелия гриба в почве; 4) передвижение органических веществ в клетке гриба. | ||||||
Правильный ответ 3124 | ||||||
Вопрос № 4 4 балла(ов) | ||||||
Установите последовательность доврачебных мер, применяемых при отравлении грибами. 1) дать активированный уголь; 2) промыть желудок; 3) вызвать рвоту; 4) предложить выпить несколько стаканов воды. | ||||||
Правильный ответ 4321 | ||||||
Задание № 5 | ||||||
Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Запишите цифры, обозначающие выбранные вами слова в необходимой последовательности, например, 34512. | ||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||
1. Лишайник - _______, он состоит из ______и гриба. Гриб поглощает_______. Тело лишайника называют ____. Лишайники первые поселяются на _______. Список слов: 1) почва; 5) вода с растворёнными в ней солями; 2) комплексный организм; 6) голые скалы; 3) водоросль; 7) растение; 4) слоевище; 8) органические вещества. | ||||||
Правильный ответ 23546 | ||||||
Вопрос № 2 5 балла(ов) | ||||||
Белая плесень, которая растет на несвежем хлебе – это_______, его называют______. Внутри куска хлеба развивается____ гриба, который представляет собой одну разветвлённую_____. На концах мицелия образуются спорангии, а в них развиваются______, с помощью которых гриб размножается. Список слов: 1) гриб; 5) клетка; 2) мукор; 6) ткань; 3) споры; 7) лишайник; 4) мицелий; 8) пеницилл. | ||||||
Правильный ответ 12453 | ||||||
Вопрос № 3 5 балла(ов) | ||||||
Для жизни растений необходима вода. Она входит в состав всех живых ______ растения. Воду из почвы всасывают__________. Благодаря испарению воды листьями и ______ вода поступает в зону ________ корня и по ______ передвигается во все стороны. Список слов: 1) корневые волоски; 5) проведения; 2) клетки; 6) фотосинтез; 3) сосуды; 7) плоды; 4) корневое давление; 8) сердцевина. | ||||||
Правильный ответ 21453 | ||||||
Вопрос № 4 5 балла(ов) | ||||||
Кончик корня покрыт_______, который защищает молодую часть корня от ______ твёрдыми частицами почвы. Клетки его живут недолго, они ______ и слущиваются. На их месте образуются новые______. Под покровом этих клеток находится зона _______. Список слов: 1) повреждение; 5) отмирать; 2) деление; 6) клетки; 3) корневой чехлик; 7) корневой волосок; 4) растяжение; 8) проведение. | ||||||
Правильный ответ 31562 | ||||||
Задание № 6 | ||||||
Выберите номера правильных утверждений. Запишите их последовательно, например, 2457. | ||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||
Чем растения отличаются от грибов по способу питания? 1) Растения поглощают корнями растворенные в воде минеральные вещества из почвы. 2) Растения используют энергию, освобождаемую при расщеплении органических веществ; 3) Грибы синтезируют органические вещества из углекислого газа и воды; 4) Грибы используют в пищу готовые органические вещества. 5) Грибы поглощают вещества из почвы с помощью мицелия. | ||||||
Правильный ответ 145 | ||||||