Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Школьный тур олимпиады по экологии 2014
Назад к списку блоков
9 класс. Блок № 1
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов
Задание № 1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
9 класс. 2014 год

Дорогие ребята!
Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!

Максимальное количество - 44 балла
1 тур

Вопрос № 1 1 балла(ов)
Задание 1
Выберите правильное из представленных ниже утверждений
(ответ «да» или ответ «нет»)


1. Чем меньше размеры животного, тем, как правило, больше скорость его размножения.
да Это правильный ответ
нет
Вопрос № 2 1 балла(ов)
2. Вода стала вторичной средой обитания для ряда млекопитающих животных.
да Это правильный ответ
нет
Вопрос № 3 1 балла(ов)
3. Наибольшее биологическое разнообразие в Евразии характерно для арктического биогеографического региона.
да
нет Это правильный ответ
Вопрос № 4 1 балла(ов)
4. Микроклимат в основном создают растения.
да Это правильный ответ
нет
Вопрос № 5 1 балла(ов)
5. Растения в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей.
да
нет Это правильный ответ
Вопрос № 6 1 балла(ов)
6. Биологический путь самоочищения водоемов возможен благодаря фильтрационному питанию.
да Это правильный ответ
нет
Вопрос № 7 1 балла(ов)
7. Действие ультрафиолетового излучения солнца можно уменьшить с помощью солнцезащитных очков и одежды с длинными рукавами.
да Это правильный ответ
нет
Вопрос № 8 1 балла(ов)
8. Приспособленность к среде обитания является результатом искусственного отбора.
да
нет Это правильный ответ
Вопрос № 9 1 балла(ов)
9. Развитие теплокровности стало возможным только в водной среде.
да
нет Это правильный ответ
Вопрос № 10 1 балла(ов)
10. Единственная экологическая функция лесов – производство древесины.
да
нет Это правильный ответ
Вопрос № 11 0 балла(ов)
Задание 2
Задание включает 15 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным, и запишите его в матрицу ответов для второго задания.


1. Экология – это:
а) наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой
б) наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой Это правильный ответ
в) в переводе означает «природа»
г) охрана природы и рациональное природопользование.
Вопрос № 12 1 балла(ов)
2. К абиотическим природным факторам относятся:
а) климат Это правильный ответ
б) загрязнение окружающей среды человеком
в) конкуренция за источник питания
г) паразитизм.
Вопрос № 13 1 балла(ов)
3.Территория, занимаемая видом или популяцией, называется:
а) пространством
б) ареалом Это правильный ответ
в) зоной
г) участком.
Вопрос № 14 1 балла(ов)
4. По вине человека в атмосфере уменьшается доля:
а) диоксида серы
б) диоксида углерода
в) кислорода Это правильный ответ
г) диоксида азота.
Вопрос № 15 1 балла(ов)
5. Парниковый эффект приводит:
а) к таянию вечных снегов и затоплению низменных участков земли Это правильный ответ
б) к увеличению радиационного фона на земле
в) к отравлению организмов
г) к понижению температуры нижних слоев атмосферы.
Вопрос № 16 1 балла(ов)
6. Причина возникновения «озоновых дыр»:
а) увеличение выбросов в атмосферу углекислого газа
б) увеличение выбросов в атмосферу пыли
в) уменьшение в атмосфере доли кислорода
г) увеличение выбросов в атмосферу фреонов. Это правильный ответ
Вопрос № 17 1 балла(ов)
7. Основной источник загрязнения атмосферы:
а) загрязнение от автотранспорта Это правильный ответ
б) кислотные дожди
в) испарение сточных вод
г) ветровая эрозия почв.
Вопрос № 18 1 балла(ов)
8. Все факторы, воздействующие на организм называются:
а) абиотическими
б) биотическими
в) антропогенными
г) экологическими. Это правильный ответ
Вопрос № 19 1 балла(ов)
9. Где сосредоточено наибольшее количество видов живых организмов:
а) в каменной пустыне
б) на островах
в) в тропических лесах Это правильный ответ
г) в таежных лесах.
Вопрос № 20 1 балла(ов)
10. Рыбу можно безбоязненно (с точки зрения экологической чистоты) ловить в тех водоемах, где обитают:
а) личинки комаров и мух
б) раки Это правильный ответ
в) водомерки и личинки стрекоз
г) зеленые жабы и личинки комаров.
Вопрос № 21 1 балла(ов)
11. Термин «экология» ввел в науку:
а) В.И.Вернадский
б) В.Н.Сукачев
в) Г.Зюсс
г) Э.Геккель. Это правильный ответ
Вопрос № 22 1 балла(ов)
12. Когда у львов происходит замена лидирующего самца, то новый самец либо уничтожает, либо изгоняет из логова детенышей. Это явление может быть объяснено с точки зрения поведения животных следующим образом:
а) новый самец не любит детенышей
б) новый самец не в состоянии обеспечить заботу о потомстве
в) у нового самца наблюдается подавление родительского поведения
г) новый самец стремиться оставить свое собственное потомство. Это правильный ответ
Вопрос № 23 1 балла(ов)
13. Лесные пожары возникают главным образом в следствии деятельности:
а) человека Это правильный ответ
б) гроз
в) тайфунов
г) горящих торфяников.
Вопрос № 24 1 балла(ов)
14. Укажите термин, который выпадает из предложенного ряда:
а) консумент
б) доминант Это правильный ответ
в) редуцент
г) продуцент.
Вопрос № 25 1 балла(ов)
15. Органическое вещество, определяющее плодородие почв:
а) фекалии
б) детрит
в) гумус Это правильный ответ
г) компост.
Вопрос № 26 3 балла(ов)
Задание 3.
Задание включает 2 вопроса с 3 верными вариантами ответов из шести. Номера трех правильных ответов запишите в матрицу для третьего задания.

ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 3 вводятся в порядке возрастания и без каких либо знаков между цифрами. Например: 123

3.1. Настоящая (непрекращающаяся) зимняя спячка характерна для:
1) хомяка
2) бурундука
3) ежа
4) суслика
5) енота
6) сурка.
Правильный ответ 346
Вопрос № 27 3 балла(ов)
3.2. Между какими парами видов в естественных условиях осуществляются отношения «хищник - жертва»?
1) вальдшнеп и дождевой червь
2) рысь и заяц-беляк
3) голубая акула и рыба-прилипала
4) розовый скворец и перелетная саранча
5) степной орел и белобрюхий стриж
6) пустельга обыкновенная и серая цапля.
Правильный ответ 124
Вопрос № 28 4 балла(ов)
Задание 4.
Установите соответствие между предложенными понятиями. Выполняя задания, внимательно запишите правильные ответы в соответствующие таблицы.


4.1. Установите соответствие между видами растений и способами распространения их плодов и семян.

ВИДЫ РАСТЕНИЙ СПОСОБЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
АВ
А) рябина Правильно:41. саморазбрасывание
Б) желтая акация Правильно:12. при помощи крылышек
В) ясень Правильно:23. при помощи зверей
Г) череда Правильно:34. при помощи птиц
Вопрос № 29 4 балла(ов)
4.2. Установите соответствие между характеристиками организмов и группами организмов, к которым эти характеристики относятся.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗМОВ ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ
АВ
А) приводит свою жертву к быстрой гибели Правильно:11. хищник
Б) приводит к неизбежной гибели жертвы, но она наступает через определенное время Правильно:32. паразит
В) постепенно угнетает жертву, не приводя её к гибели Правильно:23. паразитоид
Г) имеет различные приспособления для защиты Правильно:44. жертва
Вопрос № 30 5 балла(ов)
Задание 5.
Определите правильную последовательность. Выполняя задания, сначала запишите номер задания, затем правильный ответ с помощью перечисления правильной последовательности цифр.

ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких либо знаков между цифрами.

5.1. Определите верную последовательность звеньев детритной пищевой цепи.

1) сойка
2) многоножки
3) листовой опад
4) ястреб-перепелятник
5) почвенные грибы и простейшие
Правильный ответ 35214