Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по экологии 2014 | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
9 класс. Блок № 1 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 9 класс. 2014 год Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Максимальное количество - 44 балла 1 тур | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Задание 1 Выберите правильное из представленных ниже утверждений (ответ «да» или ответ «нет») 1. Чем меньше размеры животного, тем, как правило, больше скорость его размножения. | ||||||||||
да Это правильный ответ | ||||||||||
нет | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
2. Вода стала вторичной средой обитания для ряда млекопитающих животных. | ||||||||||
да Это правильный ответ | ||||||||||
нет | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
3. Наибольшее биологическое разнообразие в Евразии характерно для арктического биогеографического региона. | ||||||||||
да | ||||||||||
нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
4. Микроклимат в основном создают растения. | ||||||||||
да Это правильный ответ | ||||||||||
нет | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
5. Растения в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей. | ||||||||||
да | ||||||||||
нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
6. Биологический путь самоочищения водоемов возможен благодаря фильтрационному питанию. | ||||||||||
да Это правильный ответ | ||||||||||
нет | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
7. Действие ультрафиолетового излучения солнца можно уменьшить с помощью солнцезащитных очков и одежды с длинными рукавами. | ||||||||||
да Это правильный ответ | ||||||||||
нет | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
8. Приспособленность к среде обитания является результатом искусственного отбора. | ||||||||||
да | ||||||||||
нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
9. Развитие теплокровности стало возможным только в водной среде. | ||||||||||
да | ||||||||||
нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
10. Единственная экологическая функция лесов – производство древесины. | ||||||||||
да | ||||||||||
нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 11 0 балла(ов) | ||||||||||
Задание 2 Задание включает 15 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным, и запишите его в матрицу ответов для второго задания. 1. Экология – это: | ||||||||||
а) наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой | ||||||||||
б) наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой Это правильный ответ | ||||||||||
в) в переводе означает «природа» | ||||||||||
г) охрана природы и рациональное природопользование. | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
2. К абиотическим природным факторам относятся: | ||||||||||
а) климат Это правильный ответ | ||||||||||
б) загрязнение окружающей среды человеком | ||||||||||
в) конкуренция за источник питания | ||||||||||
г) паразитизм. | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
3.Территория, занимаемая видом или популяцией, называется: | ||||||||||
а) пространством | ||||||||||
б) ареалом Это правильный ответ | ||||||||||
в) зоной | ||||||||||
г) участком. | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
4. По вине человека в атмосфере уменьшается доля: | ||||||||||
а) диоксида серы | ||||||||||
б) диоксида углерода | ||||||||||
в) кислорода Это правильный ответ | ||||||||||
г) диоксида азота. | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
5. Парниковый эффект приводит: | ||||||||||
а) к таянию вечных снегов и затоплению низменных участков земли Это правильный ответ | ||||||||||
б) к увеличению радиационного фона на земле | ||||||||||
в) к отравлению организмов | ||||||||||
г) к понижению температуры нижних слоев атмосферы. | ||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||
6. Причина возникновения «озоновых дыр»: | ||||||||||
а) увеличение выбросов в атмосферу углекислого газа | ||||||||||
б) увеличение выбросов в атмосферу пыли | ||||||||||
в) уменьшение в атмосфере доли кислорода | ||||||||||
г) увеличение выбросов в атмосферу фреонов. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||
7. Основной источник загрязнения атмосферы: | ||||||||||
а) загрязнение от автотранспорта Это правильный ответ | ||||||||||
б) кислотные дожди | ||||||||||
в) испарение сточных вод | ||||||||||
г) ветровая эрозия почв. | ||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||
8. Все факторы, воздействующие на организм называются: | ||||||||||
а) абиотическими | ||||||||||
б) биотическими | ||||||||||
в) антропогенными | ||||||||||
г) экологическими. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||
9. Где сосредоточено наибольшее количество видов живых организмов: | ||||||||||
а) в каменной пустыне | ||||||||||
б) на островах | ||||||||||
в) в тропических лесах Это правильный ответ | ||||||||||
г) в таежных лесах. | ||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||
10. Рыбу можно безбоязненно (с точки зрения экологической чистоты) ловить в тех водоемах, где обитают: | ||||||||||
а) личинки комаров и мух | ||||||||||
б) раки Это правильный ответ | ||||||||||
в) водомерки и личинки стрекоз | ||||||||||
г) зеленые жабы и личинки комаров. | ||||||||||
Вопрос № 21 1 балла(ов) | ||||||||||
11. Термин «экология» ввел в науку: | ||||||||||
а) В.И.Вернадский | ||||||||||
б) В.Н.Сукачев | ||||||||||
в) Г.Зюсс | ||||||||||
г) Э.Геккель. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 22 1 балла(ов) | ||||||||||
12. Когда у львов происходит замена лидирующего самца, то новый самец либо уничтожает, либо изгоняет из логова детенышей. Это явление может быть объяснено с точки зрения поведения животных следующим образом: | ||||||||||
а) новый самец не любит детенышей | ||||||||||
б) новый самец не в состоянии обеспечить заботу о потомстве | ||||||||||
в) у нового самца наблюдается подавление родительского поведения | ||||||||||
г) новый самец стремиться оставить свое собственное потомство. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 23 1 балла(ов) | ||||||||||
13. Лесные пожары возникают главным образом в следствии деятельности: | ||||||||||
а) человека Это правильный ответ | ||||||||||
б) гроз | ||||||||||
в) тайфунов | ||||||||||
г) горящих торфяников. | ||||||||||
Вопрос № 24 1 балла(ов) | ||||||||||
14. Укажите термин, который выпадает из предложенного ряда: | ||||||||||
а) консумент | ||||||||||
б) доминант Это правильный ответ | ||||||||||
в) редуцент | ||||||||||
г) продуцент. | ||||||||||
Вопрос № 25 1 балла(ов) | ||||||||||
15. Органическое вещество, определяющее плодородие почв: | ||||||||||
а) фекалии | ||||||||||
б) детрит | ||||||||||
в) гумус Это правильный ответ | ||||||||||
г) компост. | ||||||||||
Вопрос № 26 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 3. Задание включает 2 вопроса с 3 верными вариантами ответов из шести. Номера трех правильных ответов запишите в матрицу для третьего задания. ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 3 вводятся в порядке возрастания и без каких либо знаков между цифрами. Например: 123 3.1. Настоящая (непрекращающаяся) зимняя спячка характерна для: 1) хомяка 2) бурундука 3) ежа 4) суслика 5) енота 6) сурка. | ||||||||||
Правильный ответ 346 | ||||||||||
Вопрос № 27 3 балла(ов) | ||||||||||
3.2. Между какими парами видов в естественных условиях осуществляются отношения «хищник - жертва»? 1) вальдшнеп и дождевой червь 2) рысь и заяц-беляк 3) голубая акула и рыба-прилипала 4) розовый скворец и перелетная саранча 5) степной орел и белобрюхий стриж 6) пустельга обыкновенная и серая цапля. | ||||||||||
Правильный ответ 124 | ||||||||||
Вопрос № 28 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 4. Установите соответствие между предложенными понятиями. Выполняя задания, внимательно запишите правильные ответы в соответствующие таблицы. 4.1. Установите соответствие между видами растений и способами распространения их плодов и семян. ВИДЫ РАСТЕНИЙ СПОСОБЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 29 4 балла(ов) | ||||||||||
4.2. Установите соответствие между характеристиками организмов и группами организмов, к которым эти характеристики относятся. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗМОВ ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 30 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 5. Определите правильную последовательность. Выполняя задания, сначала запишите номер задания, затем правильный ответ с помощью перечисления правильной последовательности цифр. ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких либо знаков между цифрами. 5.1. Определите верную последовательность звеньев детритной пищевой цепи. 1) сойка 2) многоножки 3) листовой опад 4) ястреб-перепелятник 5) почвенные грибы и простейшие | ||||||||||
Правильный ответ 35214 | ||||||||||