Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Школьный тур олимпиады по экологии 2014
Назад к списку блоков
10 класс. Блок № 2
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов
Задание № 1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
10 класс. 2014 год


Дорогие ребята!
Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!

Максимальное количество – 49 баллов
2 тур

Вопрос № 1 1 балла(ов)
Задание 1
Выберите правильное из представленных ниже утверждений
(ответ «да» или ответ «нет»)


1. Мониторинг среды означает в первую очередь систему защиты среды обитания.
да
нет Это правильный ответ
Вопрос № 2 1 балла(ов)
2. Если для водной среды обитания кислород не играет существенно роли, то для воздушной – это важнейший экологический фактор.
да
нет Это правильный ответ
Вопрос № 3 1 балла(ов)
3. Эврибионтность обычно соответствует широкому распространению видов.
да Это правильный ответ
нет
Вопрос № 4 1 балла(ов)
4. В растущей популяции смертность превышает рождаемость.
да
нет Это правильный ответ
Вопрос № 5 1 балла(ов)
5. Анемохория может служить примером возникшего в ходе эволюции взаимного приспособления живых организмов друг к другу.
да
нет Это правильный ответ
Вопрос № 6 1 балла(ов)
6. Виды-деструкторы, разлагающие органические вещества до неорганических относятся к неживым компонентам биогеоценоза.
да
нет Это правильный ответ
Вопрос № 7 1 балла(ов)
7. Все проблемы экологии могут быть выражены одной фразой – «Все живое связано между собой и с окружающей средой».
да Это правильный ответ
нет
Вопрос № 8 1 балла(ов)
8. Паразитизм имеет место только на уровне высших растений и животных. Среди вирусов, бактерий и грибов паразитизм отсутствует.
да
нет Это правильный ответ
Вопрос № 9 1 балла(ов)
9. В биосфере преобладают физико-химические процессы выветривания над биохимическими.
да
нет Это правильный ответ
Вопрос № 10 1 балла(ов)
10. Континентальный влагооборот во многом связан с выходом жизни из океана.
да Это правильный ответ
нет
Вопрос № 11 1 балла(ов)
Задание 2.
Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным, и запишите его в матрицу ответов для второго задания.


1. Способность быстро заселять все пространство («всюдность жизни») характеризует:
а) свойства живого вещества Это правильный ответ
б) функции живого вещества
в) виды живого вещества
г) состав живого вещества.
Вопрос № 12 1 балла(ов)
2. Уровни организации жизни следует разместить в порядке возрастания следующим образом:
а) организменный - популяционный - клеточный - молекулярный
б) клеточный - молекулярный - экосистемный - биосферный
в) клеточный - популяционный - биосферный - экосистемный
г) молекулярный - клеточный - организменный - популяционный. Это правильный ответ
Вопрос № 13 1 балла(ов)
3. Понятие «биосфера» было введено:
а) австрийским геологом Э. Зюссом в XIX в. Это правильный ответ
б) российским геологом В. И. Вернадским в XX в.
в) американским экологом А. Тенсли в XX в.
г) немецким агрохимиком Ю. Либихом в XIX в.
Вопрос № 14 1 балла(ов)
4. Основу целостности экосистемы (в отличие от простой суммы живого сообщества и среды) обеспечивает:
а) обмен веществ Это правильный ответ
б) синтез веществ
б) синтез веществ
г) биокосное вещество.
Вопрос № 15 1 балла(ов)
5. В современном понимании экология – это:
а) междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи Это правильный ответ
б) наука о живых организмах и окружающей среде
в) междисциплинарная область практической деятельности по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов
г) наука о местообитаниях (жилищах, убежищах) живых организмов и человека.
Вопрос № 16 1 балла(ов)
6. Если биоту разложить на основные составляющие, то это примерно:
а) 50 % воды, 25 % углерода и 25 % все остальные биогены
б) 90 % воды, 9 % углерода и 1 % все остальные биогены Это правильный ответ
в) 70 % воды, 18 % углерода и 12 % все остальные биогены
в) 70 % воды, 18 % углерода и 12 % все остальные биогены
Вопрос № 17 0 балла(ов)
7. Причиной вторичного засоления почв является:
а) осушение низменных территорий
б) распашка целинных земель
в) избыточное орошение Это правильный ответ
г) переуплотнение под действием сельхозтехники.
Вопрос № 18 1 балла(ов)
8. В местах, где постоянно дуют сильные ветры, обычно беден видовой состав:
а) растений-анемохоров
б) донных моллюсков
в) почвенных червей
г) мелких летающих насекомых. Это правильный ответ
Вопрос № 19 1 балла(ов)
9. В наибольшей степени в экосистеме осуществляет минерализацию органических веществ:
а) редуценты Это правильный ответ
б) продуценты
в) консументы
г) все в равной степени.
Вопрос № 20 1 балла(ов)
10. Миноги могут паразитировать на крупных рыбах, либо ведут хищнический образ жизни, поедая мелких животных, то есть являются:
а) эндопаразитами
б) постоянными стационарными паразитами
в) факультативными паразитами Это правильный ответ
г) облигатными паразитами.
Вопрос № 21 1 балла(ов)
11. Разливы нефти в океане представляют опасность для птиц, потому что:
а) перья перестают удерживать тепло, и животные гибнут Это правильный ответ
б) нефть вызывает удушье, и в результате этого животные тонут
в) перья начинают задерживать тепло, и птицы гибнут от перегрева
г) птицы становятся хорошо заметными для хищников и теряют способность хорошо видеть.
Вопрос № 22 1 балла(ов)
12. Экосистемный подход при охране природы в первую очередь подразумевает охрану:
а) мест обитания живых организмов Это правильный ответ
б) конкретных видов организмов
в) древесно-кустарниковой растительности
г) водных источников.
Вопрос № 23 1 балла(ов)
13. В рамках экологических исследований кольцевание птиц применяется для изучения:
а) рациона питания
б) путей миграции Это правильный ответ
в) способов гнездования
г) интенсивности обмена веществ.
Вопрос № 24 1 балла(ов)
14. Разработка практических способов охраны атмосферы, гидросферы и литосферы относится к сфере:
а) общей экологии
б) социальной экологии
в) прикладной экологии Это правильный ответ
г) экологии человека.
Вопрос № 25 1 балла(ов)
15. В настоящее время на уровне Организации Объединенных Наций принята конвенция:
а) о биологическом разнообразии
б) по морскому праву
б) по морскому праву
г) имеются все указанные конвенции. Это правильный ответ
Вопрос № 26 1 балла(ов)
16. Общее количество органического вещества совокупности организмов с заключённой в нём энергией, выражаемое в единицах массы или энергии в пересчёте на живое или сухое вещество, а также отнесённое к единице площади или объёма, называется:
а) продуктивностью
б) биомассой Это правильный ответ
в) плодородием
г) продукцией.
Вопрос № 27 1 балла(ов)
17. Площадь испаряющей поверхности растительного покрова суши:
а) в несколько раз меньше площади Мирового океана
б) равна площади Мирового океана
в) в несколько раз больше площади Мирового океана Это правильный ответ
г) не соразмеримо меньше площади Мирового океана.
Вопрос № 28 1 балла(ов)
18. Биологический круговорот веществ в природе происходит за счет:
а) воздушного переноса
б) питания растений
в) биогенной миграции элементов Это правильный ответ
г) энергетики почв.
Вопрос № 29 1 балла(ов)
19. Вегетарианство привлекательно с точки зрения охраны природы потому, что:
а) белки, жиры и углеводы растительного происхождения более калорийны, чем животные
б) на производство 1 калории растительного происхождения в экосистемах затрачивается в несколько раз меньше энергии, чем для животной пищи Это правильный ответ
в) растительная пища более вкусная, чем животная
в) растительная пища более вкусная, чем животная
Вопрос № 30 1 балла(ов)
20. Первый в истории биосферы глобальный экологический кризис произошел во время:
а) появления одноклеточных организмов
б) резкого снижения радиации
в) резкого снижения температуры поверхности Земли
г) смены анаэробных условий жизни на аэробные. Это правильный ответ
Вопрос № 31 3 балла(ов)
Задание 3.
Задание включает 2 вопроса с 3 верными вариантами ответов из шести. Номера трех правильных ответов запишите в матрицу для третьего задания.

ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 3 вводятся в порядке возрастания и без каких либо знаков между цифрами. Например: 123

3.1. Выберите признаки характеризующие эфемеры:
1)исключительно однолетние растения
2)многолетние раннецветущие растения
3)активная жизнь их длиться 3-4 недели
4)для активной жизни используют светлое время
5)произрастают преимущественно на открытых местах
6)обладают мощной корневой системой .
Правильный ответ 135
Вопрос № 32 3 балла(ов)
3.2. Скорость минерализации медленнее всего в:
1)влажных тропических лесах
2)тундрах
3)тайге
4)степях
5)саваннах
6)пустынях.
Правильный ответ 126
Вопрос № 33 4 балла(ов)
Задание 4.
Установите соответствие между предложенными понятиями. Выполняя задания, внимательно запишите правильные ответы в соответствующие таблицы.


4.1. При исследовании видового состава агроэкосистемы были обнаружены следующие виды:
а) рожь
б) трясогузка белая
в) жужелица хлебная
г) бактерии-возбудители мокрой гнили пшеницы.
Укажите виды среди них: 1) продуценты; 2) консументы 1 порядка; 3) консументы 2 порядка; 4) редуценты
АВ
а) рожь Правильно:11. продуценты
б) трясогузка белая Правильно:32. консументы 1 порядка
в) жужелица хлебная Правильно:23. консументы 2 порядка
г) бактерии-возбудители мокрой гнили пшеницы. Правильно:44. редуценты
Вопрос № 34 4 балла(ов)
4.2. Соотнести виды организмов с их функциональными группами в экосистемах.
а) Бактерии
б) Планктонные водоросли
в) Ветвиустоусые рачки
г) Рипус.
Функциональные группы: 1) продуценты; 2) консументы 1 порядка; 3) консументы 2 порядка; 4) редуценты.
АВ
а) Бактерии Правильно:41. продуценты
б) Планктонные водоросли Правильно:12. консументы 1 порядка
в) Ветвиустоусые рачки Правильно:23. консументы 2 порядка;
г) Рипус. Правильно:34. редуценты.
Вопрос № 35 5 балла(ов)
Задание 5.
Определите правильную последовательность. Выполняя задания, сначала запишите номер задания, затем правильный ответ с помощью перечисления правильной последовательности цифр.

ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких либо знаков между цифрами.

5.1. Установите последовательность организмов в цепи выедания (пастбищной):
1)фитопланктон
2)рыбы макрофаги
3)зоопланктон
4)рыбы микрофаги
5)птицы ихтиофаги
Правильный ответ 13425