Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по экологии 2014 | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
10 класс. Блок № 2 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 10 класс. 2014 год Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Максимальное количество – 49 баллов 2 тур | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Задание 1 Выберите правильное из представленных ниже утверждений (ответ «да» или ответ «нет») 1. Мониторинг среды означает в первую очередь систему защиты среды обитания. | ||||||||||
да | ||||||||||
нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
2. Если для водной среды обитания кислород не играет существенно роли, то для воздушной – это важнейший экологический фактор. | ||||||||||
да | ||||||||||
нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
3. Эврибионтность обычно соответствует широкому распространению видов. | ||||||||||
да Это правильный ответ | ||||||||||
нет | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
4. В растущей популяции смертность превышает рождаемость. | ||||||||||
да | ||||||||||
нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
5. Анемохория может служить примером возникшего в ходе эволюции взаимного приспособления живых организмов друг к другу. | ||||||||||
да | ||||||||||
нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
6. Виды-деструкторы, разлагающие органические вещества до неорганических относятся к неживым компонентам биогеоценоза. | ||||||||||
да | ||||||||||
нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
7. Все проблемы экологии могут быть выражены одной фразой – «Все живое связано между собой и с окружающей средой». | ||||||||||
да Это правильный ответ | ||||||||||
нет | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
8. Паразитизм имеет место только на уровне высших растений и животных. Среди вирусов, бактерий и грибов паразитизм отсутствует. | ||||||||||
да | ||||||||||
нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
9. В биосфере преобладают физико-химические процессы выветривания над биохимическими. | ||||||||||
да | ||||||||||
нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
10. Континентальный влагооборот во многом связан с выходом жизни из океана. | ||||||||||
да Это правильный ответ | ||||||||||
нет | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
Задание 2. Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным, и запишите его в матрицу ответов для второго задания. 1. Способность быстро заселять все пространство («всюдность жизни») характеризует: | ||||||||||
а) свойства живого вещества Это правильный ответ | ||||||||||
б) функции живого вещества | ||||||||||
в) виды живого вещества | ||||||||||
г) состав живого вещества. | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
2. Уровни организации жизни следует разместить в порядке возрастания следующим образом: | ||||||||||
а) организменный - популяционный - клеточный - молекулярный | ||||||||||
б) клеточный - молекулярный - экосистемный - биосферный | ||||||||||
в) клеточный - популяционный - биосферный - экосистемный | ||||||||||
г) молекулярный - клеточный - организменный - популяционный. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
3. Понятие «биосфера» было введено: | ||||||||||
а) австрийским геологом Э. Зюссом в XIX в. Это правильный ответ | ||||||||||
б) российским геологом В. И. Вернадским в XX в. | ||||||||||
в) американским экологом А. Тенсли в XX в. | ||||||||||
г) немецким агрохимиком Ю. Либихом в XIX в. | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
4. Основу целостности экосистемы (в отличие от простой суммы живого сообщества и среды) обеспечивает: | ||||||||||
а) обмен веществ Это правильный ответ | ||||||||||
б) синтез веществ | ||||||||||
б) синтез веществ | ||||||||||
г) биокосное вещество. | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
5. В современном понимании экология – это: | ||||||||||
а) междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи Это правильный ответ | ||||||||||
б) наука о живых организмах и окружающей среде | ||||||||||
в) междисциплинарная область практической деятельности по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов | ||||||||||
г) наука о местообитаниях (жилищах, убежищах) живых организмов и человека. | ||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||
6. Если биоту разложить на основные составляющие, то это примерно: | ||||||||||
а) 50 % воды, 25 % углерода и 25 % все остальные биогены | ||||||||||
б) 90 % воды, 9 % углерода и 1 % все остальные биогены Это правильный ответ | ||||||||||
в) 70 % воды, 18 % углерода и 12 % все остальные биогены | ||||||||||
в) 70 % воды, 18 % углерода и 12 % все остальные биогены | ||||||||||
Вопрос № 17 0 балла(ов) | ||||||||||
7. Причиной вторичного засоления почв является: | ||||||||||
а) осушение низменных территорий | ||||||||||
б) распашка целинных земель | ||||||||||
в) избыточное орошение Это правильный ответ | ||||||||||
г) переуплотнение под действием сельхозтехники. | ||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||
8. В местах, где постоянно дуют сильные ветры, обычно беден видовой состав: | ||||||||||
а) растений-анемохоров | ||||||||||
б) донных моллюсков | ||||||||||
в) почвенных червей | ||||||||||
г) мелких летающих насекомых. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||
9. В наибольшей степени в экосистеме осуществляет минерализацию органических веществ: | ||||||||||
а) редуценты Это правильный ответ | ||||||||||
б) продуценты | ||||||||||
в) консументы | ||||||||||
г) все в равной степени. | ||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||
10. Миноги могут паразитировать на крупных рыбах, либо ведут хищнический образ жизни, поедая мелких животных, то есть являются: | ||||||||||
а) эндопаразитами | ||||||||||
б) постоянными стационарными паразитами | ||||||||||
в) факультативными паразитами Это правильный ответ | ||||||||||
г) облигатными паразитами. | ||||||||||
Вопрос № 21 1 балла(ов) | ||||||||||
11. Разливы нефти в океане представляют опасность для птиц, потому что: | ||||||||||
а) перья перестают удерживать тепло, и животные гибнут Это правильный ответ | ||||||||||
б) нефть вызывает удушье, и в результате этого животные тонут | ||||||||||
в) перья начинают задерживать тепло, и птицы гибнут от перегрева | ||||||||||
г) птицы становятся хорошо заметными для хищников и теряют способность хорошо видеть. | ||||||||||
Вопрос № 22 1 балла(ов) | ||||||||||
12. Экосистемный подход при охране природы в первую очередь подразумевает охрану: | ||||||||||
а) мест обитания живых организмов Это правильный ответ | ||||||||||
б) конкретных видов организмов | ||||||||||
в) древесно-кустарниковой растительности | ||||||||||
г) водных источников. | ||||||||||
Вопрос № 23 1 балла(ов) | ||||||||||
13. В рамках экологических исследований кольцевание птиц применяется для изучения: | ||||||||||
а) рациона питания | ||||||||||
б) путей миграции Это правильный ответ | ||||||||||
в) способов гнездования | ||||||||||
г) интенсивности обмена веществ. | ||||||||||
Вопрос № 24 1 балла(ов) | ||||||||||
14. Разработка практических способов охраны атмосферы, гидросферы и литосферы относится к сфере: | ||||||||||
а) общей экологии | ||||||||||
б) социальной экологии | ||||||||||
в) прикладной экологии Это правильный ответ | ||||||||||
г) экологии человека. | ||||||||||
Вопрос № 25 1 балла(ов) | ||||||||||
15. В настоящее время на уровне Организации Объединенных Наций принята конвенция: | ||||||||||
а) о биологическом разнообразии | ||||||||||
б) по морскому праву | ||||||||||
б) по морскому праву | ||||||||||
г) имеются все указанные конвенции. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 26 1 балла(ов) | ||||||||||
16. Общее количество органического вещества совокупности организмов с заключённой в нём энергией, выражаемое в единицах массы или энергии в пересчёте на живое или сухое вещество, а также отнесённое к единице площади или объёма, называется: | ||||||||||
а) продуктивностью | ||||||||||
б) биомассой Это правильный ответ | ||||||||||
в) плодородием | ||||||||||
г) продукцией. | ||||||||||
Вопрос № 27 1 балла(ов) | ||||||||||
17. Площадь испаряющей поверхности растительного покрова суши: | ||||||||||
а) в несколько раз меньше площади Мирового океана | ||||||||||
б) равна площади Мирового океана | ||||||||||
в) в несколько раз больше площади Мирового океана Это правильный ответ | ||||||||||
г) не соразмеримо меньше площади Мирового океана. | ||||||||||
Вопрос № 28 1 балла(ов) | ||||||||||
18. Биологический круговорот веществ в природе происходит за счет: | ||||||||||
а) воздушного переноса | ||||||||||
б) питания растений | ||||||||||
в) биогенной миграции элементов Это правильный ответ | ||||||||||
г) энергетики почв. | ||||||||||
Вопрос № 29 1 балла(ов) | ||||||||||
19. Вегетарианство привлекательно с точки зрения охраны природы потому, что: | ||||||||||
а) белки, жиры и углеводы растительного происхождения более калорийны, чем животные | ||||||||||
б) на производство 1 калории растительного происхождения в экосистемах затрачивается в несколько раз меньше энергии, чем для животной пищи Это правильный ответ | ||||||||||
в) растительная пища более вкусная, чем животная | ||||||||||
в) растительная пища более вкусная, чем животная | ||||||||||
Вопрос № 30 1 балла(ов) | ||||||||||
20. Первый в истории биосферы глобальный экологический кризис произошел во время: | ||||||||||
а) появления одноклеточных организмов | ||||||||||
б) резкого снижения радиации | ||||||||||
в) резкого снижения температуры поверхности Земли | ||||||||||
г) смены анаэробных условий жизни на аэробные. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 31 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 3. Задание включает 2 вопроса с 3 верными вариантами ответов из шести. Номера трех правильных ответов запишите в матрицу для третьего задания. ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 3 вводятся в порядке возрастания и без каких либо знаков между цифрами. Например: 123 3.1. Выберите признаки характеризующие эфемеры: 1)исключительно однолетние растения 2)многолетние раннецветущие растения 3)активная жизнь их длиться 3-4 недели 4)для активной жизни используют светлое время 5)произрастают преимущественно на открытых местах 6)обладают мощной корневой системой . | ||||||||||
Правильный ответ 135 | ||||||||||
Вопрос № 32 3 балла(ов) | ||||||||||
3.2. Скорость минерализации медленнее всего в: 1)влажных тропических лесах 2)тундрах 3)тайге 4)степях 5)саваннах 6)пустынях. | ||||||||||
Правильный ответ 126 | ||||||||||
Вопрос № 33 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 4. Установите соответствие между предложенными понятиями. Выполняя задания, внимательно запишите правильные ответы в соответствующие таблицы. 4.1. При исследовании видового состава агроэкосистемы были обнаружены следующие виды: а) рожь б) трясогузка белая в) жужелица хлебная г) бактерии-возбудители мокрой гнили пшеницы. Укажите виды среди них: 1) продуценты; 2) консументы 1 порядка; 3) консументы 2 порядка; 4) редуценты | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 34 4 балла(ов) | ||||||||||
4.2. Соотнести виды организмов с их функциональными группами в экосистемах. а) Бактерии б) Планктонные водоросли в) Ветвиустоусые рачки г) Рипус. Функциональные группы: 1) продуценты; 2) консументы 1 порядка; 3) консументы 2 порядка; 4) редуценты. | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 35 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 5. Определите правильную последовательность. Выполняя задания, сначала запишите номер задания, затем правильный ответ с помощью перечисления правильной последовательности цифр. ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких либо знаков между цифрами. 5.1. Установите последовательность организмов в цепи выедания (пастбищной): 1)фитопланктон 2)рыбы макрофаги 3)зоопланктон 4)рыбы микрофаги 5)птицы ихтиофаги | ||||||||||
Правильный ответ 13425 | ||||||||||