Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Школьный тур олимпиады по экологии 2014
Назад к списку блоков
11 класс. Блок № 2
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов
Задание № 1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
11 класс. 2014 год


Дорогие ребята!
Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!

Максимальное количество – 52 баллов
2 тур

Вопрос № 1 1 балла(ов)
Задание 1
Выберите правильное из представленных ниже утверждений
(ответ «да» или ответ «нет»)


1. Фотопериодизм свойствен растениям и животным во всех природных зонах земного шара.
да Это правильный ответ
нет
Вопрос № 2 1 балла(ов)
2. В растущей популяции смертность превышает рождаемость.
да
нет Это правильный ответ
Вопрос № 3 1 балла(ов)
3. В агроценозах смешанные посевы (травосмеси, смешанные посадки леса) более продуктивны, чем монокультуры.
да Это правильный ответ
нет
Вопрос № 4 1 балла(ов)
4. Анемохория может служить примером возникшего в ходе эволюции взаимного приспособления живых организмов друг к другу.
да
нет Это правильный ответ
Вопрос № 5 1 балла(ов)
5. Виды-деструкторы, разлагающие органические вещества до неорганических относятся к неживым компонентам биогеоценоза.
да
нет Это правильный ответ
Вопрос № 6 1 балла(ов)
6. Следствием саморегуляции биогеоценозов является их устойчивость.
да Это правильный ответ
нет
Вопрос № 7 1 балла(ов)
7. Сукцессия – это процесс, подразумевающий саморазвитие сообщества.
да Это правильный ответ
нет
Вопрос № 8 1 балла(ов)
8. Паразитизм имеет место только на уровне высших растений и животных. Среди вирусов, бактерий и грибов паразитизм отсутствует.
да
нет Это правильный ответ
Вопрос № 9 1 балла(ов)
9. В биосфере преобладают физико-химические процессы выветривания над биохимическими.
да
нет Это правильный ответ
Вопрос № 10 1 балла(ов)
10. Континентальный влагооборот во многом связан с выходом жизни из океана.
да Это правильный ответ
нет
Вопрос № 11 1 балла(ов)
Задание 2.
Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным, и запишите его в матрицу ответов для второго задания.


1. В одной из своих работ В. И. Вернадский писал: «Лучи Солнца обусловили главные черты механизма биосферы. Вещество биосферы (масса) благодаря солнечным лучам … становится активным и способным производить работу». Здесь речь идет о такой функции живого вещества, как:
а) энергетическая Это правильный ответ
б) деструктивная
в) концентрационная
г) средообразующая.
Вопрос № 12 1 балла(ов)
2. Видовая способность к размножению при отсутствии ограничений со стороны окружающей среды получила название:
а) лимитирующего фактора
б) биотического потенциала Это правильный ответ
в) устойчивого развития
г) ёмкости среды.
Вопрос № 13 1 балла(ов)
3. Выражение «свободная экологическая ниша» означает, что в определённом местообитании:
а) вследствие действия антропогенных факторов появился новый, ранее не существовавший вид, который до этого не входил в аналогичные природные системы, который вступил в конкурентные отношения с обитающими здесь видами
б) увеличилось количество определённой пищи, что привело к увеличению численности отдельных, уже существующих в данном местообитании видов
в) ослабилась конкуренция за какой-либо корм и есть недостаточно используемая сумма других условий для некоего вида, входящего в аналогичные природные системы, но отсутствующего в рассматриваемом местообитании Это правильный ответ
г) усилилась конкуренция за какой-либо пищевой ресурс и возникла возможность вытеснения из данного местообитания вида, входящего в рассматриваемую природную систему, с последующим заселением здесь нового вида.
Вопрос № 14 1 балла(ов)
4. Согласно учению В. И. Вернадского о биосфере, почва представляет собой:
а) косное вещество
б) живое вещество
в) биокосное вещество Это правильный ответ
г) особое почвенное вещество.
Вопрос № 15 1 балла(ов)
5. Важнейшей особенностью биосферы, определяющей присутствие в ней живого вещества, является:
а) мощный поток солнечной энергии Это правильный ответ
б) приток радиоактивной энергии из недр Земли
в) нахождение кислорода в трех агрегатных состояниях – твердом, жидком и
газообразном
г) все ответы верные.
Вопрос № 16 1 балла(ов)
6. Определите верное высказывание:
а) биоценоз и биотоп относятся к живой природе
б) биоценоз и биотоп относятся к неживой природе
в) биоценоз относится к живой, а биотоп – к неживой природе Это правильный ответ
г) биоценоз относится к неживой, а биотоп – к живой природе.
Вопрос № 17 1 балла(ов)
7. Научные представления о биофизических механизмах физиологического действия экзогенного кислорода на животных наиболее полно разработаны:
а) К. Э. Циолковским
б) В. И. Вернадским
в) А. Л. Чижевским Это правильный ответ
г) Б. Коммонером.
Вопрос № 18 1 балла(ов)
8. К реликтовым организмам можно отнести:
а) баобаб и слона
б) гинкго и гаттерию Это правильный ответ
в) всех мохообразных и инфузорий
г) папортник-орляк и всех змей.
Вопрос № 19 1 балла(ов)
9. Чем больше отклоняются условия существования от оптимума (нормы) в пределах биотопа, тем:
а) беднее видами становится заселяющее его сообщество организмов и тем относительно больше особей имеет каждый присутствующий вид Это правильный ответ
б) богаче видами становится заселяющее его сообщество организмов, и тем относительно меньше особей имеет каждый присутствующий вид
б) богаче видами становится заселяющее его сообщество организмов, и тем относительно меньше особей имеет каждый присутствующий вид
г) беднее видами становится заселяющее его сообщество организмов, и тем относительно меньше мужских особей имеет каждый вид;
Вопрос № 20 1 балла(ов)
10. Экологической системой называют совокупность:
а) популяций организмов-продуцентов, обеспечивающих органическим веществом и энергией популяции животных, грибов и микроорганизмов, взаимодействующих между собой и окружающей их средой
б) совокупность популяций различных видов растений, животных, грибов и микроорганизмов и окружающей их среды, взаимодействующих между собой таким образом, что эта совокупность сохраняется неопределённо долгое время Это правильный ответ
в) популяций гетеротрофных организмов, живущих за счёт питательных веществ, созданных продуцентами, и окружающей их средой так, что эта совокупность сохраняется долгое время
г) популяций различных видов растений, взаимодействующих между собой и окружающей их средой таким образом, что эта совокупность сохраняется неопределённо долгое время.
Вопрос № 21 1 балла(ов)
11. Повышение температуры воды в водоёмах вследствие теплового загрязнения способствует:
а) потере водой растворённого кислорода Это правильный ответ
б) поглощению азота из атмосферного воздуха
в) усиленному размножению криофильных организмов
г) замыканию биологического круговорота.
Вопрос № 22 1 балла(ов)
12. Преимуществом биологического метода борьбы с вредителями является:
а) его небольшая себестоимость и быстрая окупаемость
б) быстрое действие
в) упрощенная технология применения
г) избирательное действие на определенные виды. Это правильный ответ
Вопрос № 23 1 балла(ов)
13. Термин «синэкология» происходит от греческого «син», что означает:
а) население
б) вид
в) совместно Это правильный ответ
г) жизнь.
Вопрос № 24 1 балла(ов)
14. Основу целостности экосистемы (в отличие от простой суммы живого сообщества и среды) обеспечивает:
а) обмен веществ Это правильный ответ
б) синтез веществ
в) распад веществ
г) биокосное вещество.
Вопрос № 25 1 балла(ов)
15. Трофические цепи природных экосистем, как правило, имеют не более 4–5 звеньев. Это вызвано главным образом:
а) недостатком пищевых ресурсов
б) низкой продуктивностью растений
в) низкой усвояемостью растительной пищи фитофагами
г) потерями энергии в цепях питания. Это правильный ответ
Вопрос № 26 1 балла(ов)
16. В современном понимании экология – это:
а) междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи Это правильный ответ
б) наука о живых организмах и окружающей среде
в) междисциплинарная область практической деятельности по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов
г) наука о местообитаниях (жилищах, убежищах) живых организмов и человека.
Вопрос № 27 1 балла(ов)
17. Поедание мучными хрущаками своих же яиц при возрастании численности популяции представляет собой пример:
а) мутуализма
б) комменсализма
в) консумеризма
г) каннибализма. Это правильный ответ
Вопрос № 28 1 балла(ов)
18. Химическое загрязнение почв связано преимущественно:
а) с выхлопными газами сельхозтехники
б) с интенсивным поливом сельхозугодий
б) с интенсивным поливом сельхозугодий
г) с нерациональным использованием минеральных удобрений и пестицидов. Это правильный ответ
Вопрос № 29 1 балла(ов)
19. Эвтрофикация водоёмов обусловлена:
а) связыванием кислорода загрязняющими воду веществами
б) активизацией роста сине-зелёных водорослей Это правильный ответ
в) угнетение и гибель водных растений от воздействия загрязняющих веществ
г) оптимизацией экосистемы водоёма.
Вопрос № 30 1 балла(ов)
20. Лучшими индикаторами (показателями) состояния среды являются виды, которые:
а) требуют строго определённых условий существования Это правильный ответ
б) существуют в широком диапазоне условий среды обитания
в) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов
г) проявляют пластичность к действию факторов среды.
Вопрос № 31 3 балла(ов)
Задание 3.
Задание включает 3 вопроса с 3 верными вариантами ответов из шести. Номера трех правильных ответов запишите в матрицу для тертьего задания.

ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 3 вводятся в порядке возрастания и без каких либо знаков между цифрами. Например: 123

3.1. Анемофильные растения характеризуются следующими признаками:
1) цветки мелкие, невзрачные, собраны в соцветия
2) цветки одиночные, яркие
3)пыльцы образуется много
4)пыльца легкая, мелкая и сухая
5)цветут одновременно с распусканием листьев
6)произрастают одиночно.
Правильный ответ 134
Вопрос № 32 3 балла(ов)
3.2. Плавать или утонуть для диатомовых водорослей вопрос жизни и смерти. Что им помогает оставаться на поверхности?
1)пористые панцири из кремнезема
2)малый объем цитоплазмы
3)пористые панцири из кальция и капельки жира
4)пигментный состав
5)эпитека и гипотека
6)капельки жира.
Правильный ответ 126
Вопрос № 33 3 балла(ов)
3.3. Какие из перечисленных мер увеличивают устойчивость биосферы?
1) создание искусственных экосистем
2) сохранение видового разнообразия
3) предотвращение загрязнения окружающей среды
4) борьба с вредителями растений
5) сокращение численности хищников
6) сохранение исчезающих видов.
Правильный ответ 236
Вопрос № 34 4 балла(ов)
Задание 4.
Установите соответствие между предложенными понятиями. Выполняя задания, внимательно запишите правильные ответы в соответствующие таблицы.


4.1. Соотнесите виды- средообразователи с названием фитоценозов:
а)ковыльная степь;
б)мелколиственный лес;
в)сфагновое болото;
г)щироколиственный лес.

Виды-средообразователи: 1) дуб черешчатый; 2) ольха серая; 3) белый мох; 4) типчак.
АВ
а)ковыльная степь; Правильно:41. дуб черешчатый
б)мелколиственный лес; Правильно:22. ольха серая
в)сфагновое болото; Правильно:33. белый мох
г)щироколиственный лес. Правильно:14. типчак.
Вопрос № 35 4 балла(ов)
4.2. Соотнесите фамилию, имя и отчество ученого с его вкладом в развитие экологии:
а) Сукачев В.И.
б)Э. Геккель
в) А. Тенсли
г) К. Мёбиус.
Годы открытий: 1) предложил термин «экология»; 2) предложил термин «биоценоз»; 3) ввел термин «экосистема» 4) основатель биогеоценологии.
АВ
а) Сукачев В.И. Правильно:41. предложил термин «экология»
б)Э. Геккель Правильно:12. предложил термин «биоценоз»;
в) А. Тенсли Правильно:33. ввел термин «экосистема»
г) К. Мёбиус. Правильно:24. основатель биогеоценологии
Вопрос № 36 5 балла(ов)
Задание 5.
Определите правильную последовательность. Выполняя задания, сначала запишите номер задания, затем правильный ответ с помощью перечисления правильной последовательности цифр.

ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких либо знаков между цифрами.

5.1. Определите верную последовательность звеньев детритной пищевой цепи.

1) сойка
2) многоножки
3) листовой опад
4) ястреб-перепелятник
5) почвенные грибы и простейшие
Правильный ответ 35214