Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по экологии 2014 | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
11 класс. Блок № 2 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 11 класс. 2014 год Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Максимальное количество – 52 баллов 2 тур | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Задание 1 Выберите правильное из представленных ниже утверждений (ответ «да» или ответ «нет») 1. Фотопериодизм свойствен растениям и животным во всех природных зонах земного шара. | ||||||||||
да Это правильный ответ | ||||||||||
нет | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
2. В растущей популяции смертность превышает рождаемость. | ||||||||||
да | ||||||||||
нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
3. В агроценозах смешанные посевы (травосмеси, смешанные посадки леса) более продуктивны, чем монокультуры. | ||||||||||
да Это правильный ответ | ||||||||||
нет | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
4. Анемохория может служить примером возникшего в ходе эволюции взаимного приспособления живых организмов друг к другу. | ||||||||||
да | ||||||||||
нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
5. Виды-деструкторы, разлагающие органические вещества до неорганических относятся к неживым компонентам биогеоценоза. | ||||||||||
да | ||||||||||
нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
6. Следствием саморегуляции биогеоценозов является их устойчивость. | ||||||||||
да Это правильный ответ | ||||||||||
нет | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
7. Сукцессия – это процесс, подразумевающий саморазвитие сообщества. | ||||||||||
да Это правильный ответ | ||||||||||
нет | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
8. Паразитизм имеет место только на уровне высших растений и животных. Среди вирусов, бактерий и грибов паразитизм отсутствует. | ||||||||||
да | ||||||||||
нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
9. В биосфере преобладают физико-химические процессы выветривания над биохимическими. | ||||||||||
да | ||||||||||
нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
10. Континентальный влагооборот во многом связан с выходом жизни из океана. | ||||||||||
да Это правильный ответ | ||||||||||
нет | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
Задание 2. Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным, и запишите его в матрицу ответов для второго задания. 1. В одной из своих работ В. И. Вернадский писал: «Лучи Солнца обусловили главные черты механизма биосферы. Вещество биосферы (масса) благодаря солнечным лучам … становится активным и способным производить работу». Здесь речь идет о такой функции живого вещества, как: | ||||||||||
а) энергетическая Это правильный ответ | ||||||||||
б) деструктивная | ||||||||||
в) концентрационная | ||||||||||
г) средообразующая. | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
2. Видовая способность к размножению при отсутствии ограничений со стороны окружающей среды получила название: | ||||||||||
а) лимитирующего фактора | ||||||||||
б) биотического потенциала Это правильный ответ | ||||||||||
в) устойчивого развития | ||||||||||
г) ёмкости среды. | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
3. Выражение «свободная экологическая ниша» означает, что в определённом местообитании: | ||||||||||
а) вследствие действия антропогенных факторов появился новый, ранее не существовавший вид, который до этого не входил в аналогичные природные системы, который вступил в конкурентные отношения с обитающими здесь видами | ||||||||||
б) увеличилось количество определённой пищи, что привело к увеличению численности отдельных, уже существующих в данном местообитании видов | ||||||||||
в) ослабилась конкуренция за какой-либо корм и есть недостаточно используемая сумма других условий для некоего вида, входящего в аналогичные природные системы, но отсутствующего в рассматриваемом местообитании Это правильный ответ | ||||||||||
г) усилилась конкуренция за какой-либо пищевой ресурс и возникла возможность вытеснения из данного местообитания вида, входящего в рассматриваемую природную систему, с последующим заселением здесь нового вида. | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
4. Согласно учению В. И. Вернадского о биосфере, почва представляет собой: | ||||||||||
а) косное вещество | ||||||||||
б) живое вещество | ||||||||||
в) биокосное вещество Это правильный ответ | ||||||||||
г) особое почвенное вещество. | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
5. Важнейшей особенностью биосферы, определяющей присутствие в ней живого вещества, является: | ||||||||||
а) мощный поток солнечной энергии Это правильный ответ | ||||||||||
б) приток радиоактивной энергии из недр Земли | ||||||||||
в) нахождение кислорода в трех агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном | ||||||||||
г) все ответы верные. | ||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||
6. Определите верное высказывание: | ||||||||||
а) биоценоз и биотоп относятся к живой природе | ||||||||||
б) биоценоз и биотоп относятся к неживой природе | ||||||||||
в) биоценоз относится к живой, а биотоп – к неживой природе Это правильный ответ | ||||||||||
г) биоценоз относится к неживой, а биотоп – к живой природе. | ||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||
7. Научные представления о биофизических механизмах физиологического действия экзогенного кислорода на животных наиболее полно разработаны: | ||||||||||
а) К. Э. Циолковским | ||||||||||
б) В. И. Вернадским | ||||||||||
в) А. Л. Чижевским Это правильный ответ | ||||||||||
г) Б. Коммонером. | ||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||
8. К реликтовым организмам можно отнести: | ||||||||||
а) баобаб и слона | ||||||||||
б) гинкго и гаттерию Это правильный ответ | ||||||||||
в) всех мохообразных и инфузорий | ||||||||||
г) папортник-орляк и всех змей. | ||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||
9. Чем больше отклоняются условия существования от оптимума (нормы) в пределах биотопа, тем: | ||||||||||
а) беднее видами становится заселяющее его сообщество организмов и тем относительно больше особей имеет каждый присутствующий вид Это правильный ответ | ||||||||||
б) богаче видами становится заселяющее его сообщество организмов, и тем относительно меньше особей имеет каждый присутствующий вид | ||||||||||
б) богаче видами становится заселяющее его сообщество организмов, и тем относительно меньше особей имеет каждый присутствующий вид | ||||||||||
г) беднее видами становится заселяющее его сообщество организмов, и тем относительно меньше мужских особей имеет каждый вид; | ||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||
10. Экологической системой называют совокупность: | ||||||||||
а) популяций организмов-продуцентов, обеспечивающих органическим веществом и энергией популяции животных, грибов и микроорганизмов, взаимодействующих между собой и окружающей их средой | ||||||||||
б) совокупность популяций различных видов растений, животных, грибов и микроорганизмов и окружающей их среды, взаимодействующих между собой таким образом, что эта совокупность сохраняется неопределённо долгое время Это правильный ответ | ||||||||||
в) популяций гетеротрофных организмов, живущих за счёт питательных веществ, созданных продуцентами, и окружающей их средой так, что эта совокупность сохраняется долгое время | ||||||||||
г) популяций различных видов растений, взаимодействующих между собой и окружающей их средой таким образом, что эта совокупность сохраняется неопределённо долгое время. | ||||||||||
Вопрос № 21 1 балла(ов) | ||||||||||
11. Повышение температуры воды в водоёмах вследствие теплового загрязнения способствует: | ||||||||||
а) потере водой растворённого кислорода Это правильный ответ | ||||||||||
б) поглощению азота из атмосферного воздуха | ||||||||||
в) усиленному размножению криофильных организмов | ||||||||||
г) замыканию биологического круговорота. | ||||||||||
Вопрос № 22 1 балла(ов) | ||||||||||
12. Преимуществом биологического метода борьбы с вредителями является: | ||||||||||
а) его небольшая себестоимость и быстрая окупаемость | ||||||||||
б) быстрое действие | ||||||||||
в) упрощенная технология применения | ||||||||||
г) избирательное действие на определенные виды. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 23 1 балла(ов) | ||||||||||
13. Термин «синэкология» происходит от греческого «син», что означает: | ||||||||||
а) население | ||||||||||
б) вид | ||||||||||
в) совместно Это правильный ответ | ||||||||||
г) жизнь. | ||||||||||
Вопрос № 24 1 балла(ов) | ||||||||||
14. Основу целостности экосистемы (в отличие от простой суммы живого сообщества и среды) обеспечивает: | ||||||||||
а) обмен веществ Это правильный ответ | ||||||||||
б) синтез веществ | ||||||||||
в) распад веществ | ||||||||||
г) биокосное вещество. | ||||||||||
Вопрос № 25 1 балла(ов) | ||||||||||
15. Трофические цепи природных экосистем, как правило, имеют не более 4–5 звеньев. Это вызвано главным образом: | ||||||||||
а) недостатком пищевых ресурсов | ||||||||||
б) низкой продуктивностью растений | ||||||||||
в) низкой усвояемостью растительной пищи фитофагами | ||||||||||
г) потерями энергии в цепях питания. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 26 1 балла(ов) | ||||||||||
16. В современном понимании экология – это: | ||||||||||
а) междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи Это правильный ответ | ||||||||||
б) наука о живых организмах и окружающей среде | ||||||||||
в) междисциплинарная область практической деятельности по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов | ||||||||||
г) наука о местообитаниях (жилищах, убежищах) живых организмов и человека. | ||||||||||
Вопрос № 27 1 балла(ов) | ||||||||||
17. Поедание мучными хрущаками своих же яиц при возрастании численности популяции представляет собой пример: | ||||||||||
а) мутуализма | ||||||||||
б) комменсализма | ||||||||||
в) консумеризма | ||||||||||
г) каннибализма. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 28 1 балла(ов) | ||||||||||
18. Химическое загрязнение почв связано преимущественно: | ||||||||||
а) с выхлопными газами сельхозтехники | ||||||||||
б) с интенсивным поливом сельхозугодий | ||||||||||
б) с интенсивным поливом сельхозугодий | ||||||||||
г) с нерациональным использованием минеральных удобрений и пестицидов. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 29 1 балла(ов) | ||||||||||
19. Эвтрофикация водоёмов обусловлена: | ||||||||||
а) связыванием кислорода загрязняющими воду веществами | ||||||||||
б) активизацией роста сине-зелёных водорослей Это правильный ответ | ||||||||||
в) угнетение и гибель водных растений от воздействия загрязняющих веществ | ||||||||||
г) оптимизацией экосистемы водоёма. | ||||||||||
Вопрос № 30 1 балла(ов) | ||||||||||
20. Лучшими индикаторами (показателями) состояния среды являются виды, которые: | ||||||||||
а) требуют строго определённых условий существования Это правильный ответ | ||||||||||
б) существуют в широком диапазоне условий среды обитания | ||||||||||
в) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов | ||||||||||
г) проявляют пластичность к действию факторов среды. | ||||||||||
Вопрос № 31 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 3. Задание включает 3 вопроса с 3 верными вариантами ответов из шести. Номера трех правильных ответов запишите в матрицу для тертьего задания. ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 3 вводятся в порядке возрастания и без каких либо знаков между цифрами. Например: 123 3.1. Анемофильные растения характеризуются следующими признаками: 1) цветки мелкие, невзрачные, собраны в соцветия 2) цветки одиночные, яркие 3)пыльцы образуется много 4)пыльца легкая, мелкая и сухая 5)цветут одновременно с распусканием листьев 6)произрастают одиночно. | ||||||||||
Правильный ответ 134 | ||||||||||
Вопрос № 32 3 балла(ов) | ||||||||||
3.2. Плавать или утонуть для диатомовых водорослей вопрос жизни и смерти. Что им помогает оставаться на поверхности? 1)пористые панцири из кремнезема 2)малый объем цитоплазмы 3)пористые панцири из кальция и капельки жира 4)пигментный состав 5)эпитека и гипотека 6)капельки жира. | ||||||||||
Правильный ответ 126 | ||||||||||
Вопрос № 33 3 балла(ов) | ||||||||||
3.3. Какие из перечисленных мер увеличивают устойчивость биосферы? 1) создание искусственных экосистем 2) сохранение видового разнообразия 3) предотвращение загрязнения окружающей среды 4) борьба с вредителями растений 5) сокращение численности хищников 6) сохранение исчезающих видов. | ||||||||||
Правильный ответ 236 | ||||||||||
Вопрос № 34 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 4. Установите соответствие между предложенными понятиями. Выполняя задания, внимательно запишите правильные ответы в соответствующие таблицы. 4.1. Соотнесите виды- средообразователи с названием фитоценозов: а)ковыльная степь; б)мелколиственный лес; в)сфагновое болото; г)щироколиственный лес. Виды-средообразователи: 1) дуб черешчатый; 2) ольха серая; 3) белый мох; 4) типчак. | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 35 4 балла(ов) | ||||||||||
4.2. Соотнесите фамилию, имя и отчество ученого с его вкладом в развитие экологии: а) Сукачев В.И. б)Э. Геккель в) А. Тенсли г) К. Мёбиус. Годы открытий: 1) предложил термин «экология»; 2) предложил термин «биоценоз»; 3) ввел термин «экосистема» 4) основатель биогеоценологии. | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 36 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 5. Определите правильную последовательность. Выполняя задания, сначала запишите номер задания, затем правильный ответ с помощью перечисления правильной последовательности цифр. ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких либо знаков между цифрами. 5.1. Определите верную последовательность звеньев детритной пищевой цепи. 1) сойка 2) многоножки 3) листовой опад 4) ястреб-перепелятник 5) почвенные грибы и простейшие | ||||||||||
Правильный ответ 35214 | ||||||||||