Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по экологии 2014 | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
9 класс. Блок № 2 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 9 класс. 2014 год Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Максимальное количество - 44 балла 2 тур | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Задание 1 Выберите правильное из представленных ниже утверждений (ответ «да» или ответ «нет») 1. Под охраной природы понимают науку о законах, связанных с глобальными экологическими проблемами выживания человека на планете. | ||||||||||
да | ||||||||||
нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
2. Если для водной среды обитания кислород не играет существенно роли, то для воздушной – это важнейший экологический фактор. | ||||||||||
да | ||||||||||
нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
3. Фотопериодизм свойствен растениям и животным во всех природных зонах земного шара. | ||||||||||
да Это правильный ответ | ||||||||||
нет | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
4. В агроценозах смешанные посевы (травосмеси, смешанные посадки леса) более продуктивны, чем монокультуры. | ||||||||||
да Это правильный ответ | ||||||||||
нет | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
5. Хищничество в природе характерно только для животного мира. | ||||||||||
да | ||||||||||
нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
6. Следствием саморегуляции биогеоценозов является их устойчивость. | ||||||||||
да Это правильный ответ | ||||||||||
нет | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
7. Климат на планете изменялся в глобальном масштабе благодаря жизнедеятельности растений. | ||||||||||
да Это правильный ответ | ||||||||||
нет | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
8. В основе устойчивости экосистемы лежит круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии. | ||||||||||
да Это правильный ответ | ||||||||||
нет | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
9. Основным источником биогеохимической активности организмов являются перепады температуры и атмосферного давления. | ||||||||||
да | ||||||||||
нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
10. Континентальный влагооборот во многом связан с выходом жизни из океана. | ||||||||||
да Это правильный ответ | ||||||||||
нет | ||||||||||
Вопрос № 11 0 балла(ов) | ||||||||||
Задание 2 Задание включает 15 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным, и запишите его в матрицу ответов для второго задания. 1. С периодическими изменениями в окружающей среде НЕ связано следующее явление: | ||||||||||
а) фотосинтетическая активность растений | ||||||||||
б) зимняя спячка животных | ||||||||||
в) активность внутренних паразитов Это правильный ответ | ||||||||||
в) активность внутренних паразитов | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
2. Важнейшей особенностью биосферы, определяющей присутствие в ней живого вещества, является: | ||||||||||
а) мощный поток солнечной энергии Это правильный ответ | ||||||||||
б) приток радиоактивной энергии из недр Земли | ||||||||||
в) нахождение кислорода в трех агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном | ||||||||||
г) все ответы верные. | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
3. Определите верное высказывание: | ||||||||||
а) биоценоз и биотоп относятся к живой природе | ||||||||||
б) биоценоз и биотоп относятся к неживой природе | ||||||||||
в) биоценоз относится к живой, а биотоп – к неживой природе Это правильный ответ | ||||||||||
г) биоценоз относится к неживой, а биотоп – к живой природе. | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
4. Одно из приспособлений,: дающее организму возможность распространяться на Земле и позволяющее снизить зависимость от условий окружающей среды, - это способность | ||||||||||
а) быстро перемещаться (бегать, прыгать, летать и плавать) | ||||||||||
б) поддерживать постоянство внутренней среды (температуру тела и другие характеристики) Это правильный ответ | ||||||||||
в) употреблять разнообразную пищу (быть всеядным) | ||||||||||
г) жить в разнообразных природных условиях. | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
5. Экологической системой называют совокупность: | ||||||||||
а) популяций организмов-продуцентов, взаимодействующих между собой и окружающей средой | ||||||||||
б) совокупность популяций различных видов растений, животных, грибов и микроорганизмов и окружающей их среды, взаимодействующих между собой Это правильный ответ | ||||||||||
в) популяций гетеротрофных организмов, взаимодействующих между собой и окружающей средой | ||||||||||
г) популяций различных видов растений, взаимодействующих между собой и окружающей их средой таким образом, что эта совокупность сохраняется неопределённо долгое время. | ||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||
6. Только в водной среде стало возможным: | ||||||||||
а) возникновение фильтрационного типа питания Это правильный ответ | ||||||||||
б) удлинение тела организмов | ||||||||||
в) усвоение организмами солнечного света | ||||||||||
г) появление пятипалых конечностей. | ||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||
7. Наиболее важной характеристикой популяции является: | ||||||||||
а) ареал Это правильный ответ | ||||||||||
б) размер и масса ее отдельных представителей | ||||||||||
в) продолжительность жизни отдельных особей | ||||||||||
г) численность особей в каждый конкретный момент времени. | ||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||
8. В современном понимании экология – это: | ||||||||||
а) междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи Это правильный ответ | ||||||||||
б) наука о живых организмах и окружающей среде | ||||||||||
в) междисциплинарная область практической деятельности по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов | ||||||||||
г) наука о местообитаниях (жилищах, убежищах) живых организмов и человека. | ||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||
9. Химическое загрязнение почв связано преимущественно: | ||||||||||
а) с выхлопными газами сельхозтехники | ||||||||||
б) с интенсивным поливом сельхозугодий | ||||||||||
в) с атмосферными выпадениями поллютантов от промышленных предприятий | ||||||||||
г) с нерациональным использованием минеральных удобрений и пестицидов. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||
10. Распространенность фотосинтезирующих растений не выше, чем до 6200 м над уровнем моря, ограничивается: | ||||||||||
а) озоновым слоем | ||||||||||
б) высокими температурами | ||||||||||
в) высоким содержанием азота | ||||||||||
г) отсутствием жидкой воды. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 21 1 балла(ов) | ||||||||||
11. К биотическим факторам среды обитания растений относится: | ||||||||||
а) величина атмосферного давления | ||||||||||
б) разнообразие насекомых-опылителей Это правильный ответ | ||||||||||
в) периодичность сенокошения | ||||||||||
г) химический состав почвы. | ||||||||||
Вопрос № 22 1 балла(ов) | ||||||||||
12. Если в реке началась массовая гибель рыб, то наиболее вероятная причина этого явления: | ||||||||||
а) уменьшение содержания кислорода в воде Это правильный ответ | ||||||||||
б) изменение скорости течения реки | ||||||||||
в) изменение атмосферного давления | ||||||||||
г) увеличение концентрации озона в воздушной среде. | ||||||||||
Вопрос № 23 1 балла(ов) | ||||||||||
13. Одним из приспособлений растений к недостатку воздуха, в том числе и кислорода, на болотистой почве является: | ||||||||||
а) появление многочисленных воздушных корней Это правильный ответ | ||||||||||
б) удлинение корней, уходящих глубоко вниз | ||||||||||
в) появление многочисленных подземных боковых корешков | ||||||||||
г) утолщение корней. | ||||||||||
Вопрос № 24 1 балла(ов) | ||||||||||
14. В 1950-х годах в промышленно развитых странах началась «зелёная революция», связанная с: | ||||||||||
а) созданием новых сортов бобовых растений и интенсивным применением химических средств их защиты Это правильный ответ | ||||||||||
б) созданием и распространением генетически модифицированных организмов | ||||||||||
в) массовыми протестами населения этих стран против применения минеральных удобрений и пестицидов в сельском хозяйстве | ||||||||||
г) всплеском популярности органик-земледелия; | ||||||||||
Вопрос № 25 1 балла(ов) | ||||||||||
15. К области прикладной экологии относится: | ||||||||||
а) ежедневная уборка и поливка городских дворов | ||||||||||
б) выращивание овощей без удобрений и ядохимикатов | ||||||||||
в) исследование экологического сознания населения | ||||||||||
г) исследование процессов очистки сточных вод. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 26 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 3. Задание включает 2 вопроса с 3 верными вариантами ответов из шести. Номера трех правильных ответов запишите в матрицу для третьего задания. ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 3 вводятся в порядке возрастания и без каких либо знаков между цифрами. Например: 123 3.1. Светолюбивыми растениями являются 1) ель европейская 2) папоротник-орляк 3) сосна обыкновенная 4) купена лекарственная 5) василек синий 6) кукуруза. | ||||||||||
Правильный ответ 356 | ||||||||||
Вопрос № 27 3 балла(ов) | ||||||||||
3.2.В состав биоценоза широколиственного леса НЕ входят виды (животное растение): 1) копытень европейский 2)медуница неясная 3)брусника 4)росомаха; 5)мухоловка-пеструшка; 6)глухарь. | ||||||||||
Правильный ответ 346 | ||||||||||
Вопрос № 28 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 4. Установите соответствие между предложенными понятиями. Выполняя задания, внимательно запишите правильные ответы в соответствующие таблицы. 4.1. Установите соответствие между биоценозами и обитающими в них животными: ТИПЫ БИОЦЕНОЗОВ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНЫХ | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 29 4 балла(ов) | ||||||||||
4.2. Установите соответствие между экологической группой гидробионтов и их представителями. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА ГИДРОБИОНТ | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 30 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 5. Определите правильную последовательность. Выполняя задания, сначала запишите номер задания, затем правильный ответ с помощью перечисления правильной последовательности цифр. ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких либо знаков между цифрами. 5.1. Расположите биологические ритмы по продолжительности, начиная с наименьшего: 1)суточные 2)многолетние 3)сезонные 4)годовые 5)многовековые | ||||||||||
Правильный ответ 13425 | ||||||||||