Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Школьный тур Областной олимпиады по психологии 2014
Назад к списку блоков
11 класс. Блок № 1
30 минут на выполнение блока. Из них 30 минут на ввод ответов
Задание № 1
Отметьте правильный вариант, отвечая на нижеперечисленные вопросы
Вопрос № 1 1 балла(ов)
Нравственность – это…:
способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство;
особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, воплощающих в себе общечеловеческие ценности (добро, милосердие, спасение, всеобщее счастье и др.); Это правильный ответ
этическая категория, обозначающая обязанность человека перед обществом или социальной группой, которая возникает под влиянием общественного мнения;
личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий, делать выбор формы своих поступков и с готовностью принять последствия выбора.
Вопрос № 2 1 балла(ов)
Гражданская позиция человека характеризуется…:
осознанным участием человека в жизни общества, сознательными реальными действиями, направленными на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов; Это правильный ответ
проявлением первой позиции восприятия, когда человек говорит и действует с точки зрения своих интересов и желаний;
готовностью и способностью личности сознательно и твердо следовать добру, а также совокупностью внутренних качеств личности, воплощающих человеческий идеал;
определенным уровнем социального, интеллектуального и духовного развития личности.
Вопрос № 3 1 балла(ов)
Установите соответствие между функциями морали (колонка А) и их содержанием (колонка В)
АВ
Коммуникативная Правильно:21. моральная оценка поступков, отношений, намерений, моральных взглядов.
Оценочная (аксеологическая) Правильно:12. установка на общение, взаимопонимание, поддержку.
Мотивационная Правильно:63. выработка моральных приоритетов, предпочтение одних моральных ценностей другим.
Регулятивная Правильно:54. обучение нравственным нормам, обычаям, нравам, общепризнанным образцам поведения.
Ориентационная Правильно:35. нравственное регулирование взаимоотношений: приведение поведения личности в соответствие с господствующими в обществе моральными нормами и принципами.
Воспитательная Правильно:46. установка на те или иные намерения: моральные и аморальные, благородные и низменные.
Вопрос № 4 1 балла(ов)
Как вы понимаете слова К.Д. Ушинского: «Если вы хотите сделать дитя негодяем, то приучите его с детства повторять всевозможные нравственные сентенции, и потом они не будут уже производить на него никакого влияния»?
усвоение моральных норм в детстве затруднено и практически невозможно;
в детстве усваивается только ненормативное поведение;
внедрение отвлеченных моральных принципов приводит к их формальному усвоению; Это правильный ответ
влияние нравственных норм в детстве сильно преувеличено.
Вопрос № 5 1 балла(ов)
Вставьте пропущенное слово: «Подростковый возраст относится к числу … периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида»
критических; Это правильный ответ
стабильных;
сензитивных;
латентных.
Вопрос № 6 1 балла(ов)
Прочитайте внимательно притчу: «Старый мастер возвел каменный дом. Стоит, любуется. В это время соседский мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на не успевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а мальчик засмеялся и убежал.
Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался – ни руками, ни душой.
Наступила старость. Вспомнив свое село, приехал на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию – никто не помнит его.
- Что ты оставил по себе? – спрашивают люди. – Если у тебя сын или дочь?
- Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает.
- Может быть, ты посадил дерево?
- Нет, не посадил я дерево.
- Может быть, взлелеял поле?
- Нет, не взлелеял я поля.
- Ну так значит, ты песню сложил?
- Нет, и песни я не сложил.
- Так кто же ты такой? Что ты делал всю свою жизнь? – изумились люди.
Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера построили, а на самой нижней ступеньке – окаменевший след маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле! – с подумал человек».
Как Вы думаете, чем измеряется жизнь?:
жизнь измеряется прожитыми годами и неважно как она прожита;
жизнь измеряется количеством материальных благ, которые накопил человек;
жизнь измеряется количеством полученных человеком развлечений.
жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, какой след человек оставит на земле; Это правильный ответ
Вопрос № 7 1 балла(ов)
Установите соответствие между понятием (колонка А) и его характеристикой (колонка В)
АВ
Человек Правильно:31. человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врождённого и приобретённого, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.п.).
Индивид Правильно:12. индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы.
Личность Правильно:43. представитель людского рода всей совокупностью характеристик, свойственных людям вообще.
Гражданин Правильно:24. системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включённости в общественные отношения.
Вопрос № 8 1 балла(ов)
Укажите границы юношеского возраста:
от 13 до 16 лет
от 14-15 до 18-20 лет  Это правильный ответ
от 15 до 17 лет
от 15 до 18 лет
Вопрос № 9 1 балла(ов)
Мотивационная функция морали заключается в…:
нравственном регулировании взаимоотношений: приведении поведения личности в соответствие с господствующим в обществе моральным нормам и принципам;
осведомленность о моральных нормах, принципах;
установке на общение, взаимопонимание, поддержку; Это правильный ответ
выработка моральных приоритетов, предпочтение одних моральных ценностей другим.
Вопрос № 10 1 балла(ов)
Направленность личности — это...:
совокупность устойчивых целей, мотивов, потребностей, интересов, идеалов, убеждений, установок; Это правильный ответ
синоним мировоззрения;
ментальность;
общее направление развития личности.
Вопрос № 11 1 балла(ов)
Правосознание представляет собой...:
отношение к законам;
правовые знания и их использование;
знание нормативных правовых актов.
правовые знания и отношение к праву; Это правильный ответ
Вопрос № 12 1 балла(ов)
Отклоняющееся (девиантное) поведение противоречит...:
принятым в обществе правовым или нравственным нормам;
Это правильный ответ
принятым в обществе правовым нормам;
принятым в обществе нравственным нормам;
устойчивым индивидуальным способам поведения.
Вопрос № 13 1 балла(ов)
Прочитайте внимательно притчу и ответьте на вопрос: «У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
- Что ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей больше нет?
- Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын».
Как Вы думаете, почему сын заплакал:
он испугался, что отец снова начнет его наказывать;
он искренне раскаялся в своих неблаговидных проступках; Это правильный ответ
он подумал, что отец его никогда не простит за проступки;
он расстроился, что теперь всегда нужно вести себя хорошо.
Вопрос № 14 1 балла(ов)
Э. Дюркгеймом введено понятие аномии для объяснения отклоняющегося поведения. Что означает это понятие?
психическое заболевание;
любое отклонение от нормы;
процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего моральных; Это правильный ответ
одно из заболеваний крови.
Вопрос № 15 1 балла(ов)
Регулятивная функции морали заключается в…:
нравственном регулировании взаимоотношений: приведении поведения личности в соответствие с господствующими в обществе моральными нормами и принципами;
Это правильный ответ
моральной оценке поступков, отношений, намерений, моральных взглядов;
выработке моральных приоритетов, предпочтении одних моральных ценностей другим;
осведомленности о моральных нормах и принципах.
Вопрос № 16 1 балла(ов)
Ценности — это...
любые объекты, имеющие жизненно важное значение для человека;
Это правильный ответ
материальные объекты (например, деньги, драгоценности, автомобиль и пр.);
нематериальные объекты;
знания, успех, достаток.
Вопрос № 17 1 балла(ов)
Как вы понимаете слова К.Д. Ушинского: «Если вы хотите сделать дитя негодяем, то приучите его с детства повторять всевозможные нравственные сентенции, и потом они не будут уже производить на него никакого влияния»?
усвоение моральных норм в детстве затруднено и практически невозможно;
внедрение отвлеченных моральных принципов приводит к их формальному усвоению; Это правильный ответ
в детстве усваивается только ненормативное поведение;
влияние нравственных норм в детстве сильно преувеличено.
Вопрос № 18 1 балла(ов)
Под оценочной функцией морали понимается…:
моральная оценка поступков, отношений, намерений, моральных взглядов; Это правильный ответ
обучение нравственным нормам, обычаям, нравам, общепризнанным образцам поведения;
установка на общение, взаимопонимание, поддержку;
нравственное регулирование взаимоотношений: приведение поведения личности в соответствие с господствующими в обществе моральными нормами и принципами.
Вопрос № 19 1 балла(ов)
Коммуникативная функция морали состоит в…:
обучении нравственным нормам, обычаям, нравам, общепризнанным образцам поведения;
нравственном регулировании взаимоотношений;
моральной оценке поступков, отношений, намерений, моральных взглядов.
установке на общение, взаимопонимание, поддержку; Это правильный ответ
Вопрос № 20 1 балла(ов)
«Золотым правилом» нравственности, известным с древнейших времен, является следующее:
«кто успел, тот и съел»;
«не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»; Это правильный ответ
«бери от жизни все!».
«добро должно быть с кулаками»;