Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по экологии | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
8 класс. Блок № 1 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 7-8 класс. 2015 год 1 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Выберите наиболее правильное определение науки экологии | ||||||||||
А. наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой | ||||||||||
Б. наука об основах охраны природы и природных территорий | ||||||||||
В. наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой Это правильный ответ | ||||||||||
Г. наука о принципах и механизмах рационального природопользования | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
К какой среде обитания относятся следующие характеристики: много света и кислорода, возможны резкие изменения температур, часто возникает дефицит влаги | ||||||||||
А. водная | ||||||||||
Б. наземно-воздушная Это правильный ответ | ||||||||||
В. почвенная | ||||||||||
Г. организменная | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Фактор, порожденный деятельностью человека, называются | ||||||||||
А. экологический | ||||||||||
Б. абиотический | ||||||||||
В. биотический | ||||||||||
Г. антропогенный Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
Свет – один из основных факторов в жизни растений, так как он | ||||||||||
А. необходим для дыхания растений | ||||||||||
Б. способствует образованию плодов и семян | ||||||||||
В. является источником энергии для процесса фотосинтеза Это правильный ответ | ||||||||||
Г. участвует в распространении плодов и семян | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
В экосистеме растения необходимы для | ||||||||||
А. синтеза органических веществ в процессе фотосинтеза Это правильный ответ | ||||||||||
Б. поглощения и преобразования органических веществ | ||||||||||
В. разрушения мертвого органического вещества | ||||||||||
Г. нет верного ответа | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
Наибольшее многообразие видов живых организмов сосредоточено | ||||||||||
А. в таежных лесах | ||||||||||
Б. на островах | ||||||||||
В. в тундре | ||||||||||
Г. в тропических лесах Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
Численность серых волков, обитающих в природе на определенной территории, | ||||||||||
А. постоянно увеличивается | ||||||||||
Б. постоянно снижается | ||||||||||
В. то увеличивается, то снижается Это правильный ответ | ||||||||||
Г. не изменяется | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
Устойчивое развитие биосферы обеспечивается, в основном, за счет: | ||||||||||
А. экологического мониторинга | ||||||||||
Б. круговорота веществ в природе | ||||||||||
В. биологического разнообразия Это правильный ответ | ||||||||||
Г. международной политики | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
Озоновый слой | ||||||||||
А. защищает Землю от губительного ультрафиолетового излучения Солнца Это правильный ответ | ||||||||||
Б. уменьшает тепловое излучение Земли в космическое пространство | ||||||||||
В. препятствует попаданию на поверхность планеты метеоритных частиц | ||||||||||
Г. связывает ионизирующее излучение космоса | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
Растение, проявляющее наибольшую устойчивость к загрязнению атмосферы, это | ||||||||||
А. сосна | ||||||||||
Б. лишайник | ||||||||||
В. тополь Это правильный ответ | ||||||||||
Г. ель | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
Освещенность в лесу | ||||||||||
А. увеличивается от верхнего яруса к нижнему | ||||||||||
Б. не изменяется от яруса к ярусу | ||||||||||
В. уменьшается от верхнего яруса к нижнему Это правильный ответ | ||||||||||
Г. одинаковая на каждом ярусе | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
У всех водных растений сильно развита | ||||||||||
А. система межклетников, заполненных воздухом Это правильный ответ | ||||||||||
Б. механическая ткань, обеспечивающая вертикальное положение растений в воде | ||||||||||
В. мощная стержневая корневая система | ||||||||||
Г. мощная древесина в стебле растений | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
Вид, обитающий только в данном регионе и не встречающийся на других территориях, называется | ||||||||||
А. индикаторный вид | ||||||||||
Б. эндемичный вид Это правильный ответ | ||||||||||
В. карантинный вид | ||||||||||
Г. доминантный вид | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
К какому типу охраняемых территорий относится Таганайский природный комплекс: | ||||||||||
А. заповедник | ||||||||||
Б. национальный парк Это правильный ответ | ||||||||||
В. заказник | ||||||||||
Г. памятник природы | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
Чтобы сделать города устойчивыми экологическими системами, в качестве одной из мер можно предложить | ||||||||||
А. усиление жилищного строительства | ||||||||||
Б. развитие сети автострад для ускоренного сообщения | ||||||||||
В. переселение городского населения в малоэтажные пригородные дома | ||||||||||
Г. разделение жилой, промышленной и зон отдыха Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 16 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 2. Задание включает вопросы с 3 верными вариантами ответов из шести. ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например: 123 В естественных условиях отношения «хищник-жертва» характерны для пар видов 1. рысь и заяц-беляк 2. голубая акула и рыба-прилипала 3 серая цапля и журавль 4. вальдшнеп и дождевой червь 5. розовый скворец и перелетная саранча 6. степной орел и пустельга | ||||||||||
Правильный ответ 145 | ||||||||||
Вопрос № 17 3 балла(ов) | ||||||||||
Характерные признаки растений, обитающих в относительно засушливых условиях, это 1. длинный стелющийся стебель 2. жесткие узкие мелкие листья 3. наличие слоя кутикулы на поверхности листьев 4. крупные широкие листья в течение всей жизни растения 5. развитая механическая ткань 6. многочисленные устьица на поверхности листьев | ||||||||||
Правильный ответ 235 | ||||||||||
Вопрос № 18 3 балла(ов) | ||||||||||
К светолюбивым растениям относятся А. вороний глаз Б. майник двулистный В. папоротник Г. сосна Д. береза Е. белая акация | ||||||||||
Правильный ответ 456 | ||||||||||
Вопрос № 19 3 балла(ов) | ||||||||||
К обитанию на болотах приспособлены растения 1. белокрыльник 2. мать-и-мачеха 3. клюква 4. ежевика 5. тысячелистник 6. морошка | ||||||||||
Правильный ответ 136 | ||||||||||
Вопрос № 20 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 3. Установите соответствие между предложенными понятиями. Установите соответствие между средой обитания и видами животных Среда обитания - Виды животных | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 21 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между видами растений и приспособленностью их семян к распространению Виды растений - Способы распространения семян | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 22 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между признаками и группами организмов Признаки организмов - Группы организмов | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 23 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между местом обитания и видами растений Место обитания - Виды растений | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 24 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 4. Определите правильную последовательность. ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами. Напишите последовательность цепи разложения 1. почвенные грибы и простейшие 2. сойка 3. ястреб-перепелятник 4. листовой опад 5. многоножки | ||||||||||
Правильный ответ 41523 | ||||||||||
Вопрос № 25 5 балла(ов) | ||||||||||
Исходя из роли организмов в пищевой цепи, определите их последовательность 1. разлагают органические вещества до неорганических веществ 2. питаются мелкими остатками разложившихся животных, растений и грибов 3. создают органические вещества из неорганических с использованием энергии Солнца 4. питаются живым органическим веществом животного происхождения 5. питаются живым органическим веществом растительного происхождения | ||||||||||
Правильный ответ 35421 | ||||||||||
Вопрос № 26 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 5. Выбери правильные суждения. ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например: 123 1. Биологический путь самоочищения водоемов невозможен. 2. Лесное сообщество продуктивнее, чем сообщество пресноводных водоемов. 3. Выделение смолы на коре деревьев связано с привлечением насекомых-опылителей. 4. Зимующие тетерева и рябчики зарываются в снег, чтобы отложить яйца. 5. Способность к свечению является одной из форм приспособленности живых организмов к существованию в полной темноте. 6. У растений верхнего яруса леса распространение плодов и семян происходит, в основном, с помощью ветра. 7. Основная причина сбрасывания листьев деревьями и кустарниками перед наступлением зимы – это изменение окраски листовой пластинки. 8. Покрытосеменные являются растениями, наиболее приспособленными к жизни на суше. 9. В пустынях в летний период количество видов ночных и сумеречных животных больше, чем дневных. | ||||||||||
Правильный ответ 25689 | ||||||||||