Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по экологии | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
10 класс. Блок № 1 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 10-11 класс. 2015 год 1 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
1. Термин «экология» впервые предложил | ||||||||||
А. В.И. Вернадский | ||||||||||
Б. В.Н. Сукачев | ||||||||||
В. Г. Зюсс | ||||||||||
Г. Э. Геккель Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
Организмы, способные жить в широком диапазоне изменчивости величины факторов, называются | ||||||||||
А. геобионтами | ||||||||||
Б. эврибионтами Это правильный ответ | ||||||||||
В. стенобионтами | ||||||||||
Г. эфемероидами | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Все факторы, воздействующие на организм, называются | ||||||||||
А. абиотическими | ||||||||||
Б. биотическими | ||||||||||
В. антропогенными | ||||||||||
Г. экологическими Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
Продуценты (растения) производят органические вещества | ||||||||||
А. из диоксида углерода, воды | ||||||||||
Б. за счет использования солнечной энергии | ||||||||||
В. при участии хлорофилла | ||||||||||
Г. все ответы верны Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
Экологической безопасностью называется | ||||||||||
А. совокупность действий, состояний и процессов, прямо или косвенно не приводящих к жизненно важному ущербу, наносимому природной среде, отдельным людям и человечеству Это правильный ответ | ||||||||||
Б. комплекс состояний природной среды, обеспечивающий безаварийную эксплуатацию производственно-энергетического комплекса | ||||||||||
В. совокупность условий, обеспечивающих минимальный уровень неблагоприятных воздействий природы и технологических процессов ее освоения на здоровье людей | ||||||||||
Г. комплекс мероприятий, направленные на предохранение производственного персонала и населения от неблагоприятных воздействий внешней среды | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
Передача энергии в экосистеме происходит последовательно | ||||||||||
А. от редуцентов через продуценты к консументам | ||||||||||
Б. от консументов к продуцентам через редуценты | ||||||||||
В. только от продуцентов к редуцентам | ||||||||||
Г. от продуцентов через консументы к редуцентам Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
С мертвого растительного опада или помета животных начинаются | ||||||||||
А. все трофические цепи | ||||||||||
Б. пищевые сети | ||||||||||
В. пастбищные цепи | ||||||||||
Г. детритные цепи (цепи разложения) Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
Длина пищевой цепи ограничивается | ||||||||||
А. количеством пищи | ||||||||||
Б. скоростью накопления органического вещества | ||||||||||
В. потерей энергии на каждом трофическом уровне Это правильный ответ | ||||||||||
Г. географическим положением сообщества | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
Стабильность видового состава экосистемы сохраняется | ||||||||||
А. за счет динамического равновесия между видами Это правильный ответ | ||||||||||
Б. благодаря абсолютной стабильности абиотических составляющих экосистемы | ||||||||||
В. за счет существования регулирующих внешних сил | ||||||||||
Г. все ответы верны | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
При характеристике уровня загрязнения окружающей среды используют такое понятие, как | ||||||||||
А. пищевая сеть | ||||||||||
Б. трофический уровень | ||||||||||
В. предельно допустимая концентрация Это правильный ответ | ||||||||||
Г. предельно допустимый выброс | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
Взаимоотношение между раком-отшельником и актинией, прижившейся на его раковине, относят к типу | ||||||||||
А. аменсализм | ||||||||||
Б. нейтрализм | ||||||||||
В. симбиоз Это правильный ответ | ||||||||||
Г. комменсализм | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
Растения, предпочитающие влажные местообитания, называются | ||||||||||
А. псаммофиты | ||||||||||
Б. ксерофиты | ||||||||||
В. пирофиты | ||||||||||
Г. гигрофиты Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
Экосистемы, в которых все пищевые цепи начинаются с бактерий, как известно | ||||||||||
А. в природе не существуют | ||||||||||
Б. встречаются на дне морей (в основе – хемосинтезирующие бактерии) Это правильный ответ | ||||||||||
В. встречаются на суше в почве (в основе – сапротрофные бактерии) | ||||||||||
Г. существуют в водоемах и растворах солей (в основе – маслянокислые бактерии) | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
Таганайский и Зюраткульский природные комплексы относят к типу охраняемых территорий | ||||||||||
А. заповедник | ||||||||||
Б. заказник | ||||||||||
В. национальный парк Это правильный ответ | ||||||||||
Г. памятник природы | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды возглавляет | ||||||||||
А. ВОЗ | ||||||||||
Б. ООН | ||||||||||
В. ЮНЕП | ||||||||||
Г. ЮНЕСКО Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 16 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 2. Задание включает вопросы с 3 верными вариантами ответов из шести. ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например: 123 Для посадки в городских условиях используют морозоустойчивые растения 1. сосна 2. пальма 3. эвкалипт 4. пихта сибирская 5. клен татарский 6. платан восточный | ||||||||||
Правильный ответ 145 | ||||||||||
Вопрос № 17 3 балла(ов) | ||||||||||
Современный этап экологического кризиса связан с 1. катастрофическим сокращением численности животных-объектов охоты и рыболовства 2. снижением биологической активности деструкторов 3. загрязнением среды 4. сокращением запасов традиционных энергоносителей 5. производством трудноразлагаемых синтетических веществ 6. развитием сети природоохраняемых комплексов | ||||||||||
Правильный ответ 235 | ||||||||||
Вопрос № 18 3 балла(ов) | ||||||||||
Из названных животных по способу питания являются фильтраторами 1. нематода 2. минога 3. мидия 4. дафния 5. солнечник 6. губка-бодяга | ||||||||||
Правильный ответ 346 | ||||||||||
Вопрос № 19 3 балла(ов) | ||||||||||
Для каких организмов вода является вторичной средой жизни 1. акулы 2. тюлени 3. миноги 4. омары 5. моржи 6. каланы | ||||||||||
Правильный ответ 256 | ||||||||||
Вопрос № 20 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 3. Установите соответствие между предложенными понятиями. Установите соответствие между экологической группой по отношению к влажности и видам растений Экологическая группа - Название растений | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 21 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между экологической группой и видам птиц Экологическая группа - Название птиц | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 22 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между типом биотических взаимодействий и общим характером взаимодействия популяций Общий характер взаимодействий - Тип взаимодействий | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 23 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между химическими элементами и организмами, концентрирующими эти вещества Организмы - Химические элементы | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 24 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 4. Определите правильную последовательность. ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами (231). Расположите в порядке возрастания организмов, занимающих определенный трофический уровень 1. фитофаги – питаются живым органическим веществом растительного происхождения 2. детритофаги – питаются остатками разложившихся организмов 3. деструкторы – разлагают органические вещества до неорганических 4. гелиотрофы – используют энергию Солнца для образования органических веществ 5. зоофаги – питаются живым веществом животного происхождения | ||||||||||
Правильный ответ 41523 | ||||||||||
Вопрос № 25 5 балла(ов) | ||||||||||
Расположите согласно временным периодам экологические кризисы, начиная с наиболее древних 1. недостаток энергии, производимой традиционными методами 2. глобальное загрязнение планеты 3. обеднение доступных ресурсов промысла и собирательства 4. сведение лесов, общее истощение растительных ресурсов 5. кризис примитивного земледелия | ||||||||||
Правильный ответ 35421 | ||||||||||
Вопрос № 26 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 5. Выбери правильные суждения. ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например: 123 1. Одну из экологических групп паразитов называют облигатными (обязательными), потому что они всю жизнь проводят в теле одного хозяина. 2. Цепи питания, как правило, бывают длиннее 10 звеньев, потому что происходит передача энергии с одного уровня на другой. 3. Жизнь в биосфере распространена только на поверхности Земли. 4. Экологически чистыми являются пищевые продукты, полученные в стерильных условиях с использованием новейших биохимических препаратов. 5. С появлением и становлением человеческого общества в биосфере стала активно действовать еще одна экосфера, которая называется техносферой. 6. Нитраты поступают в организм человека вместе с овощами. 7. Особенность процессов в геосфере и биосфере заключается в том, что они хаотичны. 8. Развитие теплокровности у животных стало возможным только в наземно-воздушной среде. 9. Чтобы усилить эффект покровительственной окраски животному необходимо быть неподвижными, т.е. уметь замирать. | ||||||||||
Правильный ответ 15689 | ||||||||||