Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по русскому языку |
Назад к списку блоков |
8 класс. Блок № 3 |
30 минут на выполнение блока. Из них 10 минут на ввод ответов |
Задание № 1 |
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (3)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире. (5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… (8)А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду! (9)Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (10)Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11)Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. (12)Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей. (13)Полная жизнь русской классики в школе – это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности . (14)Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15)Да что там «народ»! (16)Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17)Так должны же мы как-то отстаивать себя… (В.Непомнящий) |
Вопрос № 1 5 балла(ов) |
Определите стиль и тип речи.
1)научно-популярный стиль; повествование 2)публицистический стиль; рассуждение 3)художественный стиль; описание и рассуждение 4)научный стиль; описание и рассуждение |
Правильный ответ 2 |
Вопрос № 2 5 балла(ов) |
Сколько слов из предложений 10 – 11 образовано приставочным способом? |
Правильный ответ 1 |
Вопрос № 3 5 балла(ов) |
Среди предложений 5 – 8 найдите такое, в котором повелительное наклонение глагола употребляется в значении условного. Напишите номер этого предложения. |
Правильный ответ 6 |
Вопрос № 4 5 балла(ов) |
Какое из предложений 7 – 12 связано с предыдущим с помощью частицы и лексического повтора? |
Правильный ответ 11 |
Вопрос № 5 5 балла(ов) |
Сколько глухих согласных в слове «отстаивать» (предложение 17)? |
Правильный ответ 3 |
Вопрос № 6 5 балла(ов) |
Сколько относительных местоимений в предложениях 1 - 4? |
Правильный ответ 1 |
Вопрос № 7 5 балла(ов) |
К какой части речи относится слово «да» в предложении 15?
1) союз 2) частица 3) слово- предложение 4) междометие |
Правильный ответ 2 |