Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур областной олимпиады по психологии | ||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||
9 класс. Блок № 2 | ||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||
В какой возрастной период в центре психологического развития стоит профессиональное самоопределение? | ||||||||
младший школьный возраст; | ||||||||
подростковый возраст; | ||||||||
юность; Это правильный ответ | ||||||||
молодость. | ||||||||
Вопрос № 2 5 балла(ов) | ||||||||
Какое определение нравственной устойчивости личности дается российским психологом И.Ю. Кулагиной? | ||||||||
в своем поведении юноши и девушки все более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в их сознании в единую картину; Это правильный ответ | ||||||||
формирование способности к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим в их единстве); | ||||||||
совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности; | ||||||||
действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. | ||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||
К какому возрастному периоду относятся границы возраста 18-23 года? | ||||||||
молодость; | ||||||||
зрелый возраст; | ||||||||
юность; Это правильный ответ | ||||||||
подростковый возраст. | ||||||||
Вопрос № 4 7 балла(ов) | ||||||||
Под профессиональным самоопределением старшеклассников понимается…: | ||||||||
период в жизни человека, когда в течение относительно короткого времени выявляются резкие и существенные психологические сдвиги и изменения личности; | ||||||||
готовность к разрешению противоречия между сложившимися свойствами личности и необходимостью ее приобщения к конкретному виду профессионального труда для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современным развитием социально-экономической ситуации; Это правильный ответ | ||||||||
система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией; | ||||||||
род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков. | ||||||||
Вопрос № 5 5 балла(ов) | ||||||||
В каком возрастном периоде проявляется относительная устойчивость и адекватность самооценки? | ||||||||
в подростковый возрасте; | ||||||||
в юношеском возрасте; Это правильный ответ | ||||||||
в раннем детстве; | ||||||||
в зрелом возрасте. | ||||||||
Вопрос № 6 5 балла(ов) | ||||||||
Вставьте пропущенное понятие: «…это – переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива»: | ||||||||
общественное сознание; | ||||||||
личностный смысл; Это правильный ответ | ||||||||
эмоциональная сфера; | ||||||||
мотивы и потребности. | ||||||||
Вопрос № 7 3 балла(ов) | ||||||||
Российский социолог и философ И.С. Кон так определяет этот возрастной период человека: «определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью». О каком возрасте он пишет? | ||||||||
о юношеском; Это правильный ответ | ||||||||
о подростковом; | ||||||||
о старшем дошкольном; | ||||||||
о зрелом. | ||||||||
Вопрос № 8 5 балла(ов) | ||||||||
В каком возрасте человек впервые сталкивается с кризисом смысла жизни? | ||||||||
в младшем дошкольном возрасте$ | ||||||||
в раннем детстве; | ||||||||
в подростковый возрасте; | ||||||||
в юношеском возрасте. Это правильный ответ | ||||||||
Вопрос № 9 5 балла(ов) | ||||||||
Установите соответствие между ценностями (колонка А) и их содержанием (колонка Б), которые выделяет в своей теории австрийский психолог В. Франкл: | ||||||||
| ||||||||
Вопрос № 10 6 балла(ов) | ||||||||
Под психофизиологической идентичностью российский социолог и философ И. С. Кон понимает: | ||||||||
единство и преемственность физиологических и психических процессов и структуры организма; Это правильный ответ | ||||||||
единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок личности, осознающей себя как «самость»; | ||||||||
систему свойств, благодаря которым особь становится социальным индивидом, членом определенного общества или группы; | ||||||||
сознательно вырабатываемую позицию в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить. | ||||||||
Вопрос № 11 7 балла(ов) | ||||||||
Под социальной идентичностью российский социолог и философ И. С. Кон понимает: | ||||||||
единство и преемственность физиологических и психических процессов и структуры организма; | ||||||||
единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок личности, осознающей себя как «самость»; | ||||||||
систему свойств, благодаря которым особь становится социальным индивидом, членом определенного общества или группы; Это правильный ответ | ||||||||
сознательно вырабатываемую позицию в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить. | ||||||||
Вопрос № 12 7 балла(ов) | ||||||||
Под личной идентичностью российский социолог и философ И. С. Кон понимает: | ||||||||
единство и преемственность физиологических и психических процессов и структуры организма; | ||||||||
единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок личности, осознающей себя как «самость»; Это правильный ответ | ||||||||
систему свойств, благодаря которым особь становится социальным индивидом, членом определенного общества или группы; | ||||||||
сознательно вырабатываемую позицию в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить. | ||||||||
Вопрос № 13 5 балла(ов) | ||||||||
Какое психологическое явление описывает американский психолог Э. Эриксон как «тождественность человека самому себе, включающая в себя усвоенный и субъективно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным Я, способность личности к конструктивному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития»: | ||||||||
идентичность; Это правильный ответ | ||||||||
самосознание; | ||||||||
мотивация; | ||||||||
профессиональное самоопределение. | ||||||||
Вопрос № 14 5 балла(ов) | ||||||||
Прочитай внимательно притчу и ответь на вопрос: «Шёл снег. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки неспешно кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле. Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор: — Как хорошо лететь, наслаждаться полётом! – говорит первая снежинка. — Мы не летим, мы просто падаем, — грустно отвечала вторая. — Скоро мы встретимся с землёй и превратимся в белое пушистое покрывало! — Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут. — Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно! — сказала первая. — Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала ей вторая. Как ты думаешь, в чем заключается мораль этой притчи? | ||||||||
смысл жизни найти невозможно; | ||||||||
жизнь совершенно не имеет никакого смысла потому, что она конечна; | ||||||||
каждый может найти смысл своей жизни; Это правильный ответ | ||||||||
жизнь очень трудна и полна разочарований. | ||||||||
Вопрос № 15 7 балла(ов) | ||||||||
Основной тезис учения В. Франкла о смысле жизни заключается в том, что…: | ||||||||
жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден; Это правильный ответ | ||||||||
жизнь человека изначально не имеет никакого смысла, вся жизнь – это только существование на земле; | ||||||||
человеку не за что бороться, не на что надеяться, он не может найти цель в жизни; | ||||||||
человек не способен найти смысл в жизни. | ||||||||
Вопрос № 16 6 балла(ов) | ||||||||
О какой психологической проблеме писал великий русский писатель Л.Н. Толстой в своем автобиографическом отрывке «Исповедь»: «Пять лет назад странное состояние ума начало овладевать мною: у меня были моменты растерянности, остановки жизни, как будто я не знал, как я должен жить, что я должен делать. ...Эти остановки жизни всегда возникали с одним и тем же вопросом: «почему?» и «зачем?» ...Эти вопросы со все большей настойчивостью требовали ответа и, как точки, собирались в одно черное пятно. …Какой смысл, управлять поместьем, учить сына? Зачем? У меня сейчас шесть тысяч десятин в Самарской губернии и три тысячи лошадей – что дальше?»: | ||||||||
решение бытовых проблем; | ||||||||
творческий кризис писателя; | ||||||||
поиск новых литературных форм; | ||||||||
потеря смысла жизни. Это правильный ответ | ||||||||
Вопрос № 17 5 балла(ов) | ||||||||
По мнению российского психолога Д.А. Леонтьева, «с психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а…»: | ||||||||
размышления о смысле жизни; | ||||||||
любые попытки сконструировать себе смысл жизни умозрительным рассуждением; | ||||||||
насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом; Это правильный ответ | ||||||||
прекращение поиска смысла жизни. | ||||||||
Вопрос № 18 5 балла(ов) | ||||||||
Определение какому понятию дается в теории американского психолога Э. Эриксона: «неспособность человека осознать себя и свое место в мире, связанная с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь»? | ||||||||
«идентичность»; | ||||||||
«диффузность идентичности»; Это правильный ответ | ||||||||
«самость»; | ||||||||
«невроз». | ||||||||
Вопрос № 19 3 балла(ов) | ||||||||
Максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения характерны: | ||||||||
для кризиса 3 лет; | ||||||||
для кризиса 7 лет; | ||||||||
для кризиса 17 лет; Это правильный ответ | ||||||||
для кризиса 30 лет. | ||||||||
Вопрос № 20 3 балла(ов) | ||||||||
В каком возрасте одним из важнейших новообразований интеллектуальной сферы является развитие теоретического мышления? | ||||||||
в раннем детском возрасте; | ||||||||
в младшем дошкольном возрасте; | ||||||||
в старшем дошкольном возрасте; | ||||||||
в юношеском возрасте. Это правильный ответ | ||||||||