Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур областной олимпиады по психологии | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
10 класс. Блок № 2 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||
Понятие, используемое для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому эталоном должного: | ||||||||||
ценность; Это правильный ответ | ||||||||||
смысл; | ||||||||||
сознание; | ||||||||||
идентичность. | ||||||||||
Вопрос № 2 5 балла(ов) | ||||||||||
По определению российского философа И.С. Кона, юность – это…: | ||||||||||
период жизни ребенка, связанный с началом формирования учебной деятельности, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний; | ||||||||||
возрастной этап полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни; | ||||||||||
определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью; Это правильный ответ | ||||||||||
возраст, для которого характерны оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. | ||||||||||
Вопрос № 3 5 балла(ов) | ||||||||||
Прочитай внимательно притчу и ответь на вопрос: «Однажды Садовник пришел в свой сад и обнаружил, что все его цветы, деревья и кустарники умирают. Дуб пояснил, что умирает, так как не может быть таким высоким, как Сосна… Садовник застал Сосну поверженной: она согнулась под тяжестью мысли, что не могла давать виноград, как Лоза… А Лоза погибала, потому что не могла цвести, как Роза… Роза плакала, так как не была столь сильной и могучей, как Дуб… И вдруг он увидел Ромашку, цветущую и прекрасную, как никогда… Садовник спросил: «Как же так? Ты растешь посреди этого увядшего и мрачного сада, а у тебя такой здоровый вид?» Красавица ответила: «Я не знаю… Возможно, я всегда думала, что, сажая меня, ты хотел именно Ромашку… Если бы ты хотел иметь в саду еще один Дуб или Розу, ты бы посадил их… Тогда я сказала себе: «я постараюсь быть Ромашкой настолько хорошо, насколько смогу…» Как ты думаешь, почему Ромашка так рассуждала: | ||||||||||
потому, что она скрывала свою зависть к другим цветам и деревьям; | ||||||||||
потому, что она «зазнайка» и очень высокого о себе мнения; | ||||||||||
потому, что она считает себя красивее всех; | ||||||||||
потому, что всегда нужно стремиться быть самим собой. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 4 6 балла(ов) | ||||||||||
Под учебно-профессиональной деятельностью понимается…: | ||||||||||
вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться; | ||||||||||
специфический вид деятельности, направленный на освоение знаний, умений и навыков, являющихся средствами будущей профессиональной деятельности, в процессе которой происходит развитие необходимых профессионально-личностных качеств и компетенций; Это правильный ответ | ||||||||||
готовность к разрешению противоречия между сложившимися свойствами личности и необходимостью ее приобщения к конкретному виду профессионального труда; | ||||||||||
ощущение непрерывности между тем, кем человек был в прошлом и кем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл. | ||||||||||
Вопрос № 5 3 балла(ов) | ||||||||||
Каким термином обозначает развитие идентичности человека американский психолог Э. Эриксон? | ||||||||||
стадии идентичности; Это правильный ответ | ||||||||||
периоды идентичности; | ||||||||||
ступени идентичности; | ||||||||||
витки идентичности. | ||||||||||
Вопрос № 6 7 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между различными психологическими треминами (колонка А) и их содержанием (колонка Б): | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 7 6 балла(ов) | ||||||||||
Как понимается такой аспект идентичности человека как «индивидуальность» в теории американского психолога Э. Эриксона? | ||||||||||
ощущение непрерывности между тем, кем человек был в прошлом и кем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл; | ||||||||||
осознанное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования; Это правильный ответ | ||||||||||
ощущение внутренней гармонии, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое; | ||||||||||
ощущение внутренней согласованности с идеалами общества, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком людей (референтной группы) и соответствует их ожиданиям. | ||||||||||
Вопрос № 8 4 балла(ов) | ||||||||||
По определению австрийского психолога В. Франкла мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности – это…: | ||||||||||
стремление к смерти; | ||||||||||
стремление к поиску правильного решения в различных жизненных ситуациях; | ||||||||||
стремление к поиску удовольствий; | ||||||||||
стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 9 4 балла(ов) | ||||||||||
О каком виде идентичности человека пишет российский социолог и философ И. С. Кон: «единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок личности, осознающей себя как «самость»? | ||||||||||
кризис идентичности; | ||||||||||
корпоративная идентичность; | ||||||||||
личная идентичность; Это правильный ответ | ||||||||||
социальная идентичность. | ||||||||||
Вопрос № 10 6 балла(ов) | ||||||||||
Прочитай внимательно притчу и ответь на вопрос: «Однажды, по пути домой, Мудрец повстречался с человеком, который куда-то настолько сильно спешил, что, обгоняя по пути Мудреца, случайно задел его плечом. Тот в свою очередь спокойно и вежливо обратился к нему с вопросом: — Скажи, почтенный человек, куда это ты так спешишь, что ничего не замечаешь на своём пути? — Прошу прощения,— сказал человек, не сбавляю шагу,— спешу я потому, что занят поиском смысла жизни и не имею права медлить. — Что ж,— промолвил Учитель,— я слышал об одном человеке, который искал всю свою жизнь этот смысл. — Надеюсь, истина открылась ему? — полюбопытствовал нетерпеливый попутчик. — Да, он умер просветлённым, успев рассказать тем, кто был рядом то, что понял лишь умирая,— ответил Мудрец. — И что же он сказал? — Он сказал, что смысл жизни это… — Что ж спасибо тебе за беседу,— сказал человек и почти бегом продолжил свой путь. Мудрец закончил свою мысль, но его слова прозвучали в пустоту. Случайный попутчик был уже слишком далеко. Он спешил так, что не дослушал. Как ты думаешь, какие слова Мудреца недослушал спешащий человек: | ||||||||||
…поиск истины; | ||||||||||
…выбор либо жить, либо всю жизнь потратить на поиски этого самого смысла; Это правильный ответ | ||||||||||
…выбор либо искать смысл жизни, либо умереть; | ||||||||||
…его поиск. | ||||||||||
Вопрос № 11 5 балла(ов) | ||||||||||
По мнению российского психолога В.И. Слободчикова в юности молодые люди впервые сталкиваются: | ||||||||||
с кризисом смысла жизни; Это правильный ответ | ||||||||||
с кризисом рождения; | ||||||||||
с кризисом середины жизни; | ||||||||||
с кризисом старения. | ||||||||||
Вопрос № 12 6 балла(ов) | ||||||||||
Под личностным смыслом в психологии понимается…: | ||||||||||
установка на общение, взаимопонимание и поддержку; | ||||||||||
определенный уровень социального, интеллектуального и духовного развития личности; | ||||||||||
процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических и др.; | ||||||||||
переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 13 7 балла(ов) | ||||||||||
Какое содержание раскрывается в теории американского психолога Э. Эриксона при описании такого аспекта идентичности человека как «тождественность и целостность»: | ||||||||||
ощущение непрерывности между тем, кем человек был в прошлом и кем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл; Это правильный ответ | ||||||||||
ощущение внутренней согласованности с идеалами общества, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком людей (референтной группы) и соответствует их ожиданиям; | ||||||||||
осознанное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования; | ||||||||||
ощущение внутренней гармонии, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое. | ||||||||||
Вопрос № 14 4 балла(ов) | ||||||||||
Какие три группы ценностей выделял австрийский психолог В. Франкл? | ||||||||||
материальные, духовные, личностные ценности; | ||||||||||
общественно-политические, личностные, духовные ценности; | ||||||||||
ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения; Это правильный ответ | ||||||||||
предметные, духовные, групповые ценности. | ||||||||||
Вопрос № 15 3 балла(ов) | ||||||||||
Какую характеристику можно отнести к типичным особенностям самооценки в юношеском возрасте? | ||||||||||
относительная устойчивость и адекватность; Это правильный ответ | ||||||||||
заниженная самооценка; | ||||||||||
завышенная самооценка; | ||||||||||
«плавающая» самооценка. | ||||||||||
Вопрос № 16 7 балла(ов) | ||||||||||
Под таким аспектом идентичности человека как «социальная солидарность» американский психолог Э. Эриксон понимает: | ||||||||||
ощущение внутренней гармонии, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое; | ||||||||||
ощущение внутренней согласованности с идеалами общества, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком людей (референтной группы) и соответствует их ожиданиям; Это правильный ответ | ||||||||||
осознанное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования; | ||||||||||
ощущение непрерывности между тем, кем человек был в прошлом и кем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл. | ||||||||||
Вопрос № 17 5 балла(ов) | ||||||||||
О какой психологической проблеме писал великий русский писатель Л.Н. Толстой в своем автобиографическом отрывке «Исповедь»: «Пять лет назад странное состояние ума начало овладевать мною: у меня были моменты растерянности, остановки жизни, как будто я не знал, как я должен жить, что я должен делать. ...Эти остановки жизни всегда возникали с одним и тем же вопросом: «почему?» и «зачем?» ...Эти вопросы со все большей настойчивостью требовали ответа и, как точки, собирались в одно черное пятно. …Какой смысл, управлять поместьем, учить сына? Зачем? У меня сейчас шесть тысяч десятин в Самарской губернии и три тысячи лошадей – что дальше?»: | ||||||||||
потеря смысла жизни; Это правильный ответ | ||||||||||
творческий кризис писателя; | ||||||||||
поиск новых литературных форм; | ||||||||||
решение бытовых проблем. | ||||||||||
Вопрос № 18 5 балла(ов) | ||||||||||
По мнению российского психолога Д.А. Леонтьева, «с психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а…»: | ||||||||||
размышления о смысле жизни; | ||||||||||
насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом; Это правильный ответ | ||||||||||
любые попытки сконструировать себе смысл жизни умозрительным рассуждением; | ||||||||||
прекращение поиска смысла жизни. | ||||||||||
Вопрос № 19 5 балла(ов) | ||||||||||
В теории американского психолога Э. Эриксона такой аспект идентичности человека как «единство и синтез» рассматривается как: | ||||||||||
осознанное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования; | ||||||||||
ощущение внутренней согласованности с идеалами общества, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком людей (референтной группы) и соответствует их ожиданиям; | ||||||||||
ощущение внутренней гармонии, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое; Это правильный ответ | ||||||||||
ощущение готовности к жизненному самоопределению. | ||||||||||
Вопрос № 20 4 балла(ов) | ||||||||||
Какое психологическое понятие предполагает способность юноши объединить все, что он знает о себе как о школьнике, сыне (дочери), друге, рассказчике и т.д., собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать в будущее: | ||||||||||
идентичность; Это правильный ответ | ||||||||||
новообразование; | ||||||||||
социализация; | ||||||||||
профессиональное самоопределение. | ||||||||||