Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур областной олимпиады по психологии | ||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||
11 класс. Блок № 1 | ||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||
Установите соответствие между возрастным периодом (колонка А) и его границами (колонка Б): | ||||||||
| ||||||||
Вопрос № 2 5 балла(ов) | ||||||||
Какое психологическое явление описывает американский психолог Э. Эриксон как «тождественность человека самому себе, включающая в себя усвоенный и субъективно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», способность личности к конструктивному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития»: | ||||||||
самосознание; | ||||||||
профессиональное самоопределение; | ||||||||
мотивация; | ||||||||
идентичность. Это правильный ответ | ||||||||
Вопрос № 3 5 балла(ов) | ||||||||
Прочитайте внимательно притчу и ответьте на вопрос: «Однажды Садовник пришел в свой сад и обнаружил, что все его цветы, деревья и кустарники умирают. Дуб пояснил, что умирает, так как не может быть таким высоким, как Сосна… Садовник застал Сосну поверженной: она согнулась под тяжестью мысли, что не могла давать виноград, как Лоза… А Лоза погибала, потому что не могла цвести, как Роза… Роза плакала, так как не была столь сильной и могучей, как Дуб… И вдруг он увидел Ромашку, цветущую и прекрасную, как никогда… Садовник спросил: «Как же так? Ты растешь посреди этого увядшего и мрачного сада, а у тебя такой здоровый вид?» Красавица ответила: «Я не знаю… Возможно, я всегда думала, что, сажая меня, ты хотел именно Ромашку… Если бы ты хотел иметь в саду еще один Дуб или Розу, ты бы посадил их… Тогда я сказала себе: «я постараюсь быть Ромашкой настолько хорошо, насколько смогу…» Как вы думаете, почему Ромашка так рассуждала: | ||||||||
потому, что она скрывала свою зависть к другим цветам и деревьям; | ||||||||
потому, что всегда нужно стремиться быть самим собой; Это правильный ответ | ||||||||
потому, что она очень высокого о себе мнения; | ||||||||
потому, что она считает себя красивее всех. | ||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||
Вставьте пропущенное слово в цитату российского психолога Л.И. Божович: старшеклассники – «люди, обращенные в …, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности»: | ||||||||
будущее; Это правильный ответ | ||||||||
прошлое; | ||||||||
настоящее; | ||||||||
веру. | ||||||||
Вопрос № 5 5 балла(ов) | ||||||||
По мнению российского психолога В.И. Слободчикова в юности молодые люди впервые сталкиваются: | ||||||||
с кризисом рождения; | ||||||||
с кризисом смысла жизни; Это правильный ответ | ||||||||
кризисом социальных отношений | ||||||||
семейным кризисом. | ||||||||
Вопрос № 6 5 балла(ов) | ||||||||
Расположите личностные новообразования (колонка А) в порядке их появления в различные возрастные этапы (колонка Б): | ||||||||
| ||||||||
Вопрос № 7 3 балла(ов) | ||||||||
Хронологический возраст человека определяется: | ||||||||
индивидуальными особенностями; | ||||||||
психологическими особенностями развития; | ||||||||
временными рамками; Это правильный ответ | ||||||||
когнитивными особенностями развития. | ||||||||
Вопрос № 8 7 балла(ов) | ||||||||
О какой психологической проблеме писал великий русский писатель Л.Н. Толстой в своем автобиографическом отрывке «Исповедь»: «Пять лет назад странное состояние ума начало овладевать мною: у меня были моменты растерянности, остановки жизни, как будто я не знал, как я должен жить, что я должен делать. ...Эти остановки жизни всегда возникали с одним и тем же вопросом: «почему?» и «зачем?» ...Эти вопросы со все большей настойчивостью требовали ответа и, как точки, собирались в одно черное пятно. …Какой смысл, управлять поместьем, учить сына? Зачем? У меня сейчас шесть тысяч десятин в Самарской губернии и три тысячи лошадей – что дальше?»: | ||||||||
поиск новых литературных форм; | ||||||||
решение бытовых проблем; | ||||||||
потеря смысла жизни; Это правильный ответ | ||||||||
творческий кризис писателя. | ||||||||
Вопрос № 9 5 балла(ов) | ||||||||
Основные задачи развития в ранней юности: | ||||||||
развитие интеллектуальной сферы; | ||||||||
обретение произвольности психических процессов; | ||||||||
формирование интересов и мотивации учения; | ||||||||
обретение чувства личностной тождественности и целостности, профессиональное самоопределение; Это правильный ответ | ||||||||
Вопрос № 10 7 балла(ов) | ||||||||
В психологии под ценностными ориентациями понимается: | ||||||||
отражение в сознании человека стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров; Это правильный ответ | ||||||||
особое отношение между поступками человека (людей, институтов), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом; | ||||||||
побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; | ||||||||
способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. | ||||||||
Вопрос № 11 5 балла(ов) | ||||||||
Установите соответствие между возрастным периодом (колонка А) и преобладающим мотивом учения (колонка Б): | ||||||||
| ||||||||
Вопрос № 12 7 балла(ов) | ||||||||
Прочитайте внимательно притчу и ответьте на вопрос: «Однажды, по пути домой, Мудрец повстречался с человеком, который куда-то настолько сильно спешил, что, обгоняя по пути Мудреца, случайно задел его плечом. Тот в свою очередь спокойно и вежливо обратился к нему с вопросом: — Скажи, почтенный человек, куда это ты так спешишь, что ничего не замечаешь на своём пути? — Прошу прощения,— сказал человек, не сбавляю шагу,— спешу я потому, что занят поиском смысла жизни и не имею права медлить. — Что ж,— промолвил Учитель,— я слышал об одном человеке, который искал всю свою жизнь этот смысл. — Надеюсь, истина открылась ему? — полюбопытствовал нетерпеливый попутчик. — Да, он умер просветлённым, успев рассказать тем, кто был рядом то, что понял лишь умирая,— ответил Мудрец. — И что же он сказал? — Он сказал, что смысл жизни это… — Что ж спасибо тебе за беседу,— сказал человек и почти бегом продолжил свой путь. Мудрец закончил свою мысль, но его слова прозвучали в пустоту. Случайный попутчик был уже слишком далеко. Он спешил так, что не дослушал. Как вы думаете, какие слова Мудреца не дослушал спешащий человек: | ||||||||
…выбор либо искать смысл жизни, либо умереть; | ||||||||
…выбор либо жить, либо всю жизнь потратить на поиски этого самого смысла; Это правильный ответ | ||||||||
…поиск истины; | ||||||||
...его поиск. | ||||||||
Вопрос № 13 3 балла(ов) | ||||||||
В каком возрастном периоде проявляется относительная устойчивость и адекватность самооценки? | ||||||||
в зрелом возрасте; | ||||||||
в подростковом возрасте; | ||||||||
в юношеском возрасте; Это правильный ответ | ||||||||
в раннем детстве; | ||||||||
Вопрос № 14 5 балла(ов) | ||||||||
Вставьте пропущенное понятие: «…это – переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива»: | ||||||||
личностный смысл; Это правильный ответ | ||||||||
мотивы и потребности; | ||||||||
эмоциональная сфера; | ||||||||
общественное сознание. | ||||||||
Вопрос № 15 5 балла(ов) | ||||||||
Под личной идентичностью российский социолог и философ И. С. Кон понимает: | ||||||||
единство и преемственность физиологических и психических процессов и структуры организма; | ||||||||
сознательно вырабатываемую позицию в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить; | ||||||||
единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок личности, осознающей себя как «самость»; Это правильный ответ | ||||||||
систему свойств, благодаря которым особь становится социальным индивидом, членом определенного общества или группы. | ||||||||
Вопрос № 16 5 балла(ов) | ||||||||
Установите соответствие между ценностями (колонка А) и их содержанием (колонка Б), которые выделяет в своей теории австрийский психолог В. Франкл: | ||||||||
| ||||||||
Вопрос № 17 7 балла(ов) | ||||||||
Основной тезис учения В. Франкла о смысле жизни заключается в том, что…: | ||||||||
жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден; Это правильный ответ | ||||||||
жизнь человека изначально не имеет никакого смысла, вся жизнь – это только существование на земле; | ||||||||
человеку не за что бороться, не на что надеяться, он не может найти цель в жизни. | ||||||||
человек не способен найти смысл в жизни. | ||||||||
Вопрос № 18 7 балла(ов) | ||||||||
Под социальной идентичностью российский социолог и философ И. С. Кон понимает: | ||||||||
единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок личности, осознающей себя как «самость»; | ||||||||
сознательно вырабатываемую позицию в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить; | ||||||||
единство и преемственность физиологических и психических процессов и структуры организма; | ||||||||
систему свойств, благодаря которым особь становится социальным индивидом, членом определенного общества или группы. Это правильный ответ | ||||||||
Вопрос № 19 5 балла(ов) | ||||||||
Определение какому понятию дается в теории американского психолога Э. Эриксона: «неспособность человека осознать себя и свое место в мире, связанная с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь»? | ||||||||
«невроз»; | ||||||||
«самость»; | ||||||||
"диффузность идентичности"; Это правильный ответ | ||||||||
«идентичность». | ||||||||
Вопрос № 20 3 балла(ов) | ||||||||
Максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения характерны: | ||||||||
для кризиса 3 лет; | ||||||||
для кризиса 7 лет; | ||||||||
для кризиса 17 лет; Это правильный ответ | ||||||||
для кризиса 30 лет. | ||||||||