Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур областной олимпиады по психологии | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
9 класс. Блок № 1 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||
По определению российского философа И.С. Кона, юность – это…: | ||||||||||
определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью; Это правильный ответ | ||||||||||
период жизни ребенка, связанный с началом формирования учебной деятельности, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний; | ||||||||||
возраст, для которого характерны оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи; | ||||||||||
возрастной этап полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. | ||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||
Одним из важнейших новообразований интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становится развитие: | ||||||||||
теоретического мышления; Это правильный ответ | ||||||||||
наглядно-действенного мышления; | ||||||||||
наглядно-образного мышления; | ||||||||||
воображения. | ||||||||||
Вопрос № 3 4 балла(ов) | ||||||||||
Вставьте пропущенное понятие: «В период юности начинается процесс активного освоения …, социальных ролей взрослого человека, установление круга знакомств, многообразная социальная и общественная жизнь»: | ||||||||||
окружающего пространства; | ||||||||||
учебной деятельности; | ||||||||||
предметной деятельности; | ||||||||||
учебно-профессиональной деятельности. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 4 4 балла(ов) | ||||||||||
По мнению российского психолога В.И. Слободчикова в юности молодые люди впервые сталкиваются: | ||||||||||
с кризисом рождения; | ||||||||||
с кризисом старения; | ||||||||||
с кризисом смысла жизни; Это правильный ответ | ||||||||||
с кризисом середины жизни. | ||||||||||
Вопрос № 5 3 балла(ов) | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 6 5 балла(ов) | ||||||||||
Определите, какая характеристика относится к юношескому возрасту: | ||||||||||
эмоциональная неустойчивость; | ||||||||||
в центре психологического развития стоит профессиональное самоопределение; Это правильный ответ | ||||||||||
преобладание наглядно-образного мышления; | ||||||||||
доминирование игровой мотивации учения. | ||||||||||
Вопрос № 7 7 балла(ов) | ||||||||||
Как определяет американский психолог Э. Эриксон понятие «идентичность»? | ||||||||||
личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий, делать выбор формы своих поступков и с готовностью принять последствия выбора; | ||||||||||
особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, воплощающих в себе общечеловеческие ценности (добро, милосердие, спасение, всеобщее счастье и др.); | ||||||||||
тождественность человека самому себе, включающая в себя усвоенный и субъективно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным Я, способность личности к конструктивному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития; Это правильный ответ | ||||||||||
способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство. | ||||||||||
Вопрос № 8 7 балла(ов) | ||||||||||
Что означает понятие «диффузность идентичности» в теории американского психолога Э. Эриксона? | ||||||||||
неспособность человека осознать себя и свое место в мире, связанная с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь; Это правильный ответ | ||||||||||
проявление первой позиции восприятия, когда человек говорит и действует с точки зрения своих интересов и желаний; | ||||||||||
приведение поведения личности в соответствие с господствующими в обществе моральным нормам и принципам; | ||||||||||
осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берет на себя, вступая в определенные отношения с другими людьми. | ||||||||||
Вопрос № 9 6 балла(ов) | ||||||||||
Сколько стадий развития идентичности выделяет американский психолог Э. Эриксон? | ||||||||||
две стадии; | ||||||||||
четыре стадии; | ||||||||||
шесть стадий; | ||||||||||
восемь стадий. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 10 8 балла(ов) | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 11 5 балла(ов) | ||||||||||
Для кризиса 17 лет характерны: | ||||||||||
резкое повышение интереса к своей внешности, острое переживание всех ее недостатков, действительных или мнимых; | ||||||||||
максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения; Это правильный ответ | ||||||||||
открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы; | ||||||||||
негативная реакция не на само действие, которое ребенок отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. | ||||||||||
Вопрос № 12 5 балла(ов) | ||||||||||
Прочитай внимательно притчу и ответь на вопрос. «Однажды Садовник пришел в свой сад и обнаружил, что все его цветы, деревья и кустарники умирают. Дуб пояснил, что умирает, так как не может быть таким высоким, как Сосна… Садовник застал Сосну поверженной: она согнулась под тяжестью мысли, что не могла давать виноград, как Лоза… А Лоза погибала, потому что не могла цвести, как Роза… Роза плакала, так как не была столь сильной и могучей, как Дуб… И вдруг он увидел Ромашку, цветущую и прекрасную, как никогда… Садовник спросил: «Как же так? Ты растешь посреди этого увядшего и мрачного сада, а у тебя такой здоровый вид?» Красавица ответила: «Я не знаю… Возможно, я всегда думала, что, сажая меня, ты хотел именно Ромашку… Если бы ты хотел иметь в саду еще один Дуб или Розу, ты бы посадил их… Тогда я сказала себе: «я постараюсь быть Ромашкой настолько хорошо, насколько смогу…» Как ты думаешь, почему Ромашка так рассуждала: | ||||||||||
потому, что всегда нужно стремиться быть самим собой; Это правильный ответ | ||||||||||
потому, что она скрывала свою зависть к другим цветам и деревьям; | ||||||||||
потому, что она «зазнайка» и очень высокого о себе мнения; | ||||||||||
потому, что она считает себя красивее всех. | ||||||||||
Вопрос № 13 5 балла(ов) | ||||||||||
Понятие, используемое для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому эталоном должного: | ||||||||||
смысл; | ||||||||||
сознание; | ||||||||||
ценность; Это правильный ответ | ||||||||||
идентичность. | ||||||||||
Вопрос № 14 5 балла(ов) | ||||||||||
Центральным компонентом направленности личности человека являются: | ||||||||||
возрастные кризисы; | ||||||||||
восприятие и внимание; | ||||||||||
максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения; | ||||||||||
ценностные ориентации. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 15 7 балла(ов) | ||||||||||
Какие три группы ценностей выделял австрийский психолог В. Франкл? | ||||||||||
общественно-политические, личностные, духовные ценности; | ||||||||||
ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения; Это правильный ответ | ||||||||||
материальные, духовные, личностные ценности; | ||||||||||
предметные, духовные, групповые ценности. | ||||||||||
Вопрос № 16 5 балла(ов) | ||||||||||
Под личностным смыслом в психологии понимается…: | ||||||||||
установка на общение, взаимопонимание и поддержку; | ||||||||||
определённый уровень социального, интеллектуального и духовного развития личности; | ||||||||||
процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических и др.; | ||||||||||
переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 17 3 балла(ов) | ||||||||||
Вставьте пропущенное понятие: «…понимается как готовность к разрешению противоречия между сложившимися свойствами личности и необходимостью ее приобщения к конкретному виду профессионального труда»: | ||||||||||
профессия; | ||||||||||
профессиональное самоопределение; Это правильный ответ | ||||||||||
профессиограмма; | ||||||||||
профессиональный отбор. | ||||||||||
Вопрос № 18 5 балла(ов) | ||||||||||
Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни австрийский психолог В. Франкл рассматривает как: | ||||||||||
способность думать об отдаленных результатах своих решений и поступать в соответствии с этими результатами; | ||||||||||
целенаправленный процесс развития личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями; | ||||||||||
мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности; Это правильный ответ | ||||||||||
одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида. | ||||||||||
Вопрос № 19 4 балла(ов) | ||||||||||
Типичными особенностями самооценки в юношеском возрасте является: | ||||||||||
ее относительная устойчивость и адекватность; Это правильный ответ | ||||||||||
заниженная самооценка; | ||||||||||
завышенная самооценка; | ||||||||||
«плавающая» самооценка. | ||||||||||
Вопрос № 20 6 балла(ов) | ||||||||||
По мнению российского психолога И.Ю. Кулагиной, в своем поведении юноши и девушки все более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в их сознании в единую картину. О каком свойстве личности говорит автор? | ||||||||||
учебно-профессиональная мотивация; | ||||||||||
творческий потенциал личности; | ||||||||||
нравственная устойчивость личности; Это правильный ответ | ||||||||||
интеллектуальное развитие личности; | ||||||||||