Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по психологии | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
11 класс. Блок № 1 | ||||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 4 балла(ов) | ||||||||||||
Наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования – это…: | ||||||||||||
политология; | ||||||||||||
социология; | ||||||||||||
конфликтология; Это правильный ответ | ||||||||||||
философия. | ||||||||||||
Вопрос № 2 5 балла(ов) | ||||||||||||
Проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон, т.е. столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов и др. – это…: | ||||||||||||
фрустрация; | ||||||||||||
адаптация; | ||||||||||||
конфликт; Это правильный ответ | ||||||||||||
изоляция. | ||||||||||||
Вопрос № 3 6 балла(ов) | ||||||||||||
Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликте является опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas), который исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а необходимо научиться ими управлять. Кеннет Томаса совместно с Ральфом Килменном (Ralph Kilmann) предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой – поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе – поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов. Установите соответствие между стратегиями поведения человека в конфликте (колонка А) и результатами разрешения конфликта (колонка В), учитывая, что оппонент А и оппонент Б – это два человека, которые конфликтуют между собой: | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 4 5 балла(ов) | ||||||||||||
Конфликтология как самостоятельная наука сформировалась в России: | ||||||||||||
в середине ХХ в.; | ||||||||||||
в 1990-е гг.; Это правильный ответ | ||||||||||||
в конце XIX в.; | ||||||||||||
1920-1950 гг. | ||||||||||||
Вопрос № 5 4 балла(ов) | ||||||||||||
Соперничество как одна из стратегий поведения человека в конфликте (по К. Томасу и Р. Киллмену) – это…: | ||||||||||||
стратегия, ориентированная на сохранение стабильных социальных отношений в ущерб общей цели и задачам; | ||||||||||||
отсутствие стремления, как к кооперации, так и к достижению собственных целей; | ||||||||||||
стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку или группе; Это правильный ответ | ||||||||||||
стратегия, направленная на разрешение противоречий, лежащих в основе конфликта. | ||||||||||||
Вопрос № 6 6 балла(ов) | ||||||||||||
Философско-социальный анализ конфликтов предполагает: | ||||||||||||
изучение социального конфликта как определенного этапа развития социального противоречия; Это правильный ответ | ||||||||||||
изучение причин и динамики конфликтов больших общностей – слоев, групп; | ||||||||||||
изучение психофизиологических особенностей и характеристик отдельной личности, их влияние на возникновение конфликта и динамику поведения личности в конфликте; | ||||||||||||
этого вида анализа конфликтов не существует. | ||||||||||||
Вопрос № 7 5 балла(ов) | ||||||||||||
Приспособление как одна из стратегий поведения человека в конфликте (по К. Томасу и Р. Киллмену) определяется как: | ||||||||||||
стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку или группе; | ||||||||||||
стратегия, направленная на разрешение противоречий, лежащих в основе конфликта; | ||||||||||||
способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния; Это правильный ответ | ||||||||||||
отсутствие стремления, как к кооперации, так и к достижению собственных целей. | ||||||||||||
Вопрос № 8 5 балла(ов) | ||||||||||||
Под выраженностью разногласий по отношению к объекту и предмету конфликта, которая определяет силу и продолжительность конфликта, понимается: | ||||||||||||
конфликтное взаимодействие; | ||||||||||||
зона разногласий; Это правильный ответ | ||||||||||||
образ конфликтной ситуации; | ||||||||||||
предмет конфликта; | ||||||||||||
Вопрос № 9 5 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите формулу «цены» конфликта (Цк): | ||||||||||||
Цк = У–П, где У – это утраты, с которыми сопряжен выход из конфликта (утрата каких-то приобретений, перспектив; уступки другой стороне); П – это приобретения, которые даст выход из конфликта (освобождение сил для другого поля деятельности; открытие новых возможностей); | ||||||||||||
Цк = З+Д+С, где З – это затраты энергии, времени и сил на конфликтную деятельность; Д – это ущерб, наносимый недружелюбными действиями другой стороны; С – это потери, связанные с ухудшением общей ситуации (развал общего дела из-за плохого взаимодействия сторон, беспорядок, застой и др.); Это правильный ответ | ||||||||||||
Цк = У+С–Д, где У – это утраты, с которыми сопряжен выход (утрата каких-то приобретений, перспектив; затраты на реорганизацию, нахождение новых возможностей; уступки другой стороне); С – это потери, связанные с ухудшением общей ситуации (развал общего дела из-за плохого взаимодействия сторон, беспорядок, застой и др.); Д – это ущерб, наносимый недружелюбными действиями другой стороны. | ||||||||||||
Цк = З–Д–С, где З – это затраты энергии, времени и сил на конфликтную деятельность; Д – это ущерб, наносимый недружелюбными действиями другой стороны; С – это потери, связанные с ухудшением общей ситуации (развал общего дела из-за плохого взаимодействия сторон, беспорядок, застой и др.); | ||||||||||||
Вопрос № 10 6 балла(ов) | ||||||||||||
Определите название одной из стратегий поведения человека в конфликте (по К. Томасу и Р. Киллмену) по его описанию: «Участники конфликта стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». Таким образом они не отстаивают собственные интересы, но при этом не учитывают и интересы других»: | ||||||||||||
компромисс; | ||||||||||||
приспособление; | ||||||||||||
избегание Это правильный ответ | ||||||||||||
сотрудничество. | ||||||||||||
Вопрос № 11 6 балла(ов) | ||||||||||||
Социологический анализ конфликтов предполагает: | ||||||||||||
этого вида анализа конфликтов не существует; | ||||||||||||
изучение психофизиологических особенностей и характеристик отдельной личности, их влияние на возникновение конфликта и динамику поведения личности в конфликте. | ||||||||||||
изучение социального конфликта как определенного этапа развития социального противоречия; | ||||||||||||
изучение причин и динамики конфликтов больших общностей – слоев, групп. Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 12 5 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите одну из стратегий поведения человека в конфликте (по К. Томасу и Р. Киллмену), при которой интересы обеих сторон конфликта удовлетворяются не полностью, а лишь частично, путем взаимных уступок: | ||||||||||||
избегание; | ||||||||||||
компромисс; Это правильный ответ | ||||||||||||
приспособление. | ||||||||||||
соперничество; | ||||||||||||
Вопрос № 13 5 балла(ов) | ||||||||||||
Борьбой, в которой действия одной стороны встречают противодействия другой, называется: | ||||||||||||
переговорный процесс; | ||||||||||||
действия медиатора; | ||||||||||||
конфликтное взаимодействие; Это правильный ответ | ||||||||||||
зона разногласий. | ||||||||||||
Вопрос № 14 5 балла(ов) | ||||||||||||
Что является характеристикой эскалации конфликта: | ||||||||||||
вытеснение адекватного восприятия оппонента «образом врага», который постепенно становится доминирующим; Это правильный ответ | ||||||||||||
переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта; | ||||||||||||
снижение интенсивности борьбы, но без действий по достижению согласия; | ||||||||||||
договоренность и полное завершение конфликта | ||||||||||||
Вопрос № 15 4 балла(ов) | ||||||||||||
Как называется переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам: | ||||||||||||
продолжение конфликта; | ||||||||||||
эскалация конфликта; | ||||||||||||
завершение конфликта; Это правильный ответ | ||||||||||||
цена конфликта. | ||||||||||||
Вопрос № 16 5 балла(ов) | ||||||||||||
Индивидуально-психологический (личностный) анализ конфликтов предусматривает: | ||||||||||||
изучение социального конфликта как определенного этапа развития социального противоречия; | ||||||||||||
изучение психофизиологических особенностей и характеристик отдельной личности, их влияние на возникновение конфликта и динамику поведения личности в конфликте; Это правильный ответ | ||||||||||||
этого вида анализа конфликтов не существует; | ||||||||||||
изучение социального конфликта как определенного этапа развития социального противоречия. | ||||||||||||
Вопрос № 17 5 балла(ов) | ||||||||||||
Под острым переживанием человека, вызванным затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности и препятствующим принятию адекватного ситуации решения понимается: | ||||||||||||
семейный конфликт; | ||||||||||||
межличностный конфликт; | ||||||||||||
организационный конфликт; | ||||||||||||
внутриличностный конфликт. Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 18 5 балла(ов) | ||||||||||||
О какой стратегии поведения человека в конфликте (по К. Томасу и Р. Киллмену) идет речь: «Самый продуктивный стиль решения любого конфликта, т.к. он подразумевает, что обе стороны принимают равно активное участие в поиске решения с учетом взаимных интересов»? | ||||||||||||
соперничество; | ||||||||||||
компромисс; | ||||||||||||
сотрудничество; Это правильный ответ | ||||||||||||
приспособление; | ||||||||||||
Вопрос № 19 5 балла(ов) | ||||||||||||
Под выраженностью разногласий по отношению к объекту и предмету конфликта, которая определяет силу и продолжительность конфликта, понимается: | ||||||||||||
конфликтное взаимодействие; | ||||||||||||
зона разногласий; Это правильный ответ | ||||||||||||
предмет конфликта; | ||||||||||||
образ конфликтной ситуации; | ||||||||||||
Вопрос № 20 4 балла(ов) | ||||||||||||
Что НЕ происходит при деструктивном семейном конфликте? | ||||||||||||
в результате укрепляются отношения между супругами, улучшается взаимопонимание и возрастает способность эффективно разрешать новые конфликты, снижается уровень конфликтности в семье в целом; Это правильный ответ | ||||||||||||
в результате возникают эмоциональное отчуждение, чувство одиночества, тревоги, безысходности. | ||||||||||||
проблема не решается — происходит либо полное подчинение одним участником конфликта другого, силовое навязывание своего варианта решения проблемы, либо решается формально, либо наблюдается уход от проблемы; | ||||||||||||
противоречивость потребностей и интересов сохраняется, потребности члена семьи, вышедшего из конфликта «побежденным», остаются неудовлетворенными; | ||||||||||||