Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по русскому языку | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
8 класс. Блок № 2 | ||||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||||||
В каком из слов количество звуков и букв совпадает? | ||||||||||||||
1. Ель Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. Вернутся | ||||||||||||||
3. Ненастный | ||||||||||||||
4. Ноль | ||||||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Проанализируйте звуковой состав данного отрывка. Какое средство выразительности использовал поэт? Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря, в берег бьется Чуждый чарам черный челн... Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог... К. Бальмонт | ||||||||||||||
1. Аллитерация Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. Ассонанс | ||||||||||||||
3. Эпифора | ||||||||||||||
4. Звукоподражание | ||||||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||||||
В скольких словах ударение падает на первый слог? Ответ запишите цифрой. Принять, принял, приняла, принятый, приняли, принявший, принята, принято, приняв, приняло | ||||||||||||||
Правильный ответ 5 | ||||||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||||||
В каком ряду во всех словах согласные звуки перед буквой е произносятся мягко? | ||||||||||||||
1. адекватно, антитеза, бутерброд, де-факто | ||||||||||||||
2. академия, декан, брюнет, дефис Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. интеграл, компьютер, коттедж, диспансер | ||||||||||||||
4. шатен, партер, реле, тест | ||||||||||||||
Вопрос № 5 5 балла(ов) | ||||||||||||||
Сколько в следующем списке слов, в которых -ом является окончанием? Ответ запишите цифрой. Ничком, гастроном, столом, (в) розовом (цвете), мимолетом, вдесятером, напролом, профком, притом, бом(!), лбом. | ||||||||||||||
Правильный ответ 3 | ||||||||||||||
Вопрос № 6 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Среди примеров, иллюстрирующих основные способы словообразования имени прилагательного, найдите ошибочные. 1. Приставочный – досрочный. 2. Суффиксальный – серебряный. 3. Приставочно-суффиксальный – безымянный. 4. Сложение – прошлогодний. | ||||||||||||||
1. 2, 3 | ||||||||||||||
2. 1, 2 | ||||||||||||||
3. 3, 4 | ||||||||||||||
4. 1, 4 Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 7 15 балла(ов) | ||||||||||||||
Сколько в данном списке исконно русских слов? Ответ запишите цифрой. Варежки, кеды, кафтан, галстук, джемпер, комбинезон, косынка, носки, сандалии, плащ, шорты, шуба, юбка, сарафан, брюки | ||||||||||||||
Правильный ответ 4 | ||||||||||||||
Вопрос № 8 2 балла(ов) | ||||||||||||||
От какого глагола можно образовать страдательное причастие настоящего времени? | ||||||||||||||
1. летать | ||||||||||||||
2. разговаривать | ||||||||||||||
3. касаться | ||||||||||||||
4. гнать Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 9 4 балла(ов) | ||||||||||||||
В каком ряду во всех словах пишется нн? | ||||||||||||||
1. Кова…ый, смышлё…ый, негада…ый, нечая…ый | ||||||||||||||
2. Жела…ый, ране…ый, стра…ый, краше…ый | ||||||||||||||
3. Изране…ый, гружё…ый кирпичом, разукраше..ый, пусты…ый Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Жёва…ый, замаскирова…ый, ветре…ый, сгущё…ое молоко | ||||||||||||||
Вопрос № 10 4 балла(ов) | ||||||||||||||
В каком предложении выделенное слово является иной частью речи, чем другие выделенные слова? | ||||||||||||||
1. Суженую-ряженую конем не объедешь. | ||||||||||||||
2. Пеший конному не товарищ. | ||||||||||||||
3. Учись доброму, так худое на ум не пойдет. | ||||||||||||||
4. Нельзя объять необъятное. | ||||||||||||||
5. Богатый бережет ноги – бедный – обувь. | ||||||||||||||
6. Здоровый нищий счастливее больного короля. Это правильный ответ | ||||||||||||||
7. Настоящее всегда чревато будущим. | ||||||||||||||
Вопрос № 11 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Найдите среди данных слов сочинительный союз. | ||||||||||||||
1. чтобы | ||||||||||||||
2. зато Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. за то | ||||||||||||||
4. будто | ||||||||||||||
Вопрос № 12 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Подберите к омофонам из колонки А слова из колонки В, с которыми они могут сочетаться. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 13 5 балла(ов) | ||||||||||||||
Как нужно расставить знаки препинания в этом тексте? Выберите правильный вариант. Могучее море светлеет (1) и на нём появляются (2) небрежно брошенные (3) блики луны. Она уже всплыла из-за вершин мохнатых гор (4) и теперь задумчиво льёт свой свет на море (5) тихо вздыхающее ей навстречу (6) и на камень (7) у которого мы лежим. (М. Горький) | ||||||||||||||
1. 2, 3, 5, 6, 7 | ||||||||||||||
2. 1, 2, 3, 5, 6, 7 | ||||||||||||||
3. 1, 5, 6,7 Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. 1, 2, 3, 4 ,5, 6 | ||||||||||||||
Вопрос № 14 5 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. | ||||||||||||||
1. Ты сможешь отправиться на бал вечером, убравшись в доме, и полив огород, и пересадив розы под окна моей спальни, и перебрав мешок гречневой крупы. | ||||||||||||||
2. Золушка работала не покладая рук. | ||||||||||||||
3. "Ты должна быть дома начиная с полуночи!" - строго приказала фея. | ||||||||||||||
4. Золушке очень понравилось на балу, но помня о предупреждении феи, она ушла незадолго до наступления полуночи. Это правильный ответ | ||||||||||||||
Она очень торопилась и, спускаясь по дворцовой лестнице, обронила один из своих хрустальных башмачков. | ||||||||||||||
Вопрос № 15 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Соотнесите стилистические фигуры с их определениями. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 16 4 балла(ов) | ||||||||||||||
До 18 века буквами обозначались и числа. Первые буквы славянской азбуки – аз, буки, веди, глагол, добро, есть, живете. Какие из перечисленных букв не имели цифрового значения | ||||||||||||||
1. Аз, буки | ||||||||||||||
2. Буки, веди, глагол | ||||||||||||||
3. Буки, живете Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Добро, есть | ||||||||||||||
Вопрос № 17 7 балла(ов) | ||||||||||||||
Какое из приведённых ниже слов не является этимологически родственным ко всем остальным? | ||||||||||||||
1. лукоморье | ||||||||||||||
2. лукавый | ||||||||||||||
3. луковица Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. излучина | ||||||||||||||
5. лукошко | ||||||||||||||
6. луг | ||||||||||||||
7. лужа | ||||||||||||||
Вопрос № 18 4 балла(ов) | ||||||||||||||
Определите тип речи и стиль данного отрывка. Выберите правильный вариант ответа. Мрачный пейзаж: мертвое дерево возле заросшего камышом пруда; в глубине, где скрещиваются железнодорожные пути, чёрные закопчённые строения; дальше зелёные луга, насыпная шлаковая дорога, небо с бегущими по нему облаками, серыми, со светящейся каймой, а в мгновенных просветах между этими облаками – глубокая синева. Короче говоря, мне хотелось написать пейзаж так, как его, по-моему, видит и ощущает путевой сторож в кителе, когда, держа в руках красный флажок, он думает: «Унылый денёк сегодня». (Дина Рубина «Холодная весна в Провансе») | ||||||||||||||
1. Повествование с элементами описания, художественный | ||||||||||||||
2. Описание, художественный Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Рассуждение, разговорный | ||||||||||||||
4. Описание с элементами рассуждения, публицистический | ||||||||||||||
Вопрос № 19 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Выберите, под каким номером дано подчинительное словосочетание. | ||||||||||||||
1. Подарки и цветы | ||||||||||||||
2. В течение суток | ||||||||||||||
3. Машина притормозила | ||||||||||||||
4. Бить баклуши | ||||||||||||||
5. Поздравить одноклассника Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 20 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите предложение, в котором нет грамматических ошибок. | ||||||||||||||
1. В машине семеро пассажиров: двое бабушек, двое дедушек и три кошки. | ||||||||||||||
2. Думая о полученной двойке, мне стало грустно. | ||||||||||||||
3. Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате. | ||||||||||||||
4. Хужее всего, что, как раз когда я собрался погулять, пошёл дождь. | ||||||||||||||
5. Благодаря осадкам в виде снега и дождя в почве сохранилось много влаги. Это правильный ответ | ||||||||||||||
6. На совещании было обсуждено ряд важных вопросов. | ||||||||||||||